РИСК ПЕРВОГО ШАГА

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (Пока оценок нет)
Загрузка...

СТЕРЕОТИПЫ, БАРЬЕРЫ

Как где? В идеале — там, где оптимальные условия. На отдыхе, например: в санатории, на турбазе, в пансионате, доме отдыха. Но как быть со стереотипами общения? Вовсе не исчезает (а, наоборот, живуча) стародавняя модель: «молодые мужчины подпирают стенку», в центре танцевального зала кружатся друг с другом девушки. Принудительная программа — надрывающийся массовик (нужна группа инициативных мужчин, нужна группа женщин), нехитрые викторины и шитые белыми нитками «фокусы». В итоге стараний наладить общение собирается группа инициативных мужчин и женщин. А перед отъездом все нередко недоуменно и недовольно подводят итоги: так никого и не встретил, так ни с кем не пообщалась. Вариантом такой картины оказывается популярный стиль: бесшабашная резвость инициативных мужчин и инициативных женщин. Не спасает и вполне современный вариант: новомодные студенческие туристские или стройотрядовские песни. Результат тот же: так ни с кем и не пообщался, так никого и не встретила…

Юноша, интересный, плечистый, «первый парень на деревне», жалуется мне: «Потанцевал два раза — как будто обручился. Уже и смотрит она на тебя так, словно я обязан с ней ходить теперь, целый сезон. И еще разговаривать. Сама льнет, а потом чуть тронешь, обижается — недотрога какая нашлась. Всякое общение прекратил. Сама не знает, что ей надо».

Другая ситуация. Помните у Шукшина рассказ «Медик Володя» в сборнике «Беседы при ясной луне»? Парень едет на каникулы домой, встречает в поезде девушку из своего села. Вроде и поговорить есть о чем, детство общее, круг знакомых свой, привычные они. Ни к чему бы, казалось, «выпендриваться», можно нормаль^ но пообщаться. Однако Володя начинает «клеиться» к девушке на самый пошлый манер — и «по-современному» (как же, городской он теперь). Девушка, в свою очередь, тоже хотела показаться современной, терпела до последнего нагло-неопытные приставания Володи. Да, не получилось такое общение. Парень вынужден был ретироваться. Хотел «стереотип выдать» — неполучилось. Преодолеть же нелепую «модель общения», обойтись искренностью студент не решился.

А вот герой шукшинского рассказа «Хахаль» навязанный ему стереотип преодолел. Помните? Один приятель приводит другого к девушкам в общежитие для вполне однозначной «программы» общения «тет-на-тет». А его на эту программу не тянет, ему нужно душевное человеческое слово, отклик на свое, личное. Отряженный в хахали парень уходит со «своей» партнершей на берег речки и толкует про то, что дорого каждому и значимым, нужным оказалось обоим.

Впрочем, все это где-то там, в Сибири, в глуши. Разве годится такая «модель» для столицы, для компании с модной музыкой, с дисками и современными танцами, когда на вечеринке в комнате общежития дым столбом. Заполнена звуком, ритмом, движением каждая секунда, и «водяра» в темпе (в кружке ли с петушком, которую освободили от стоящих в ней зубных щеток, в элегантном ли современном рижском коротеньком стаканчике). Каждый друг с другом встретится в «шейке» или в импровизированном танце, и рядом, и на расстоянии, и в тесном объятии. Песни в самом большом ассортименте, и слушать и петь. А эффект нередко тот же: «Так никого и не встретила, так ни с кем и не познакомился».

…Девочка вся — ритм и темп, все при ней: волосы нужной длины и цвета, грим и тени. По каждому пункту она соответствует и полностью уверена в этом: только что апробировала свой «уровень» в сочинском «Спутнике». Еще далеко не закончилась студенческая пирушка, она заглянула ко мне в комнату подправить грим. «Усталая, но довольная» сказать про нее было нельзя — возбуждена, устала и явно не в духе. Откровенность ее со мной объяснима, знаю ее с восьмого класса, и дружим. «Вот всегда так выкладываешься, им только подавай выпендреж».

Для себя же, оказывается, эта блестящая, очаровательная девочка хочет сердечности и понимания, пусть даже дружеского. Да, но при независимости. И пусть в развлекательности домашних «шоу» тон задает она. «Если так принято в нашей компании». В своей манере ока мне выпалила: «Сколько можно умиляться на сурового, но в чем-то хорошего невежу и хама и нападать на модного мальчика, на длинноволосого. Надоело. Мальчики-то что надо… А вот общаться не с кем», — улыбнулась безошибочной, точной своей улыбкой и умчалась.

Победительная эта, окруженная поклонниками девочка иронизирует по поводу своего успеха: «Оперетка— самый догматический жанр, ни в чем не допускает отклонения: веселись».

Вот и получается. Ты духовно вырос. Твоя голова полна новых для тебя мыслей, ассоциаций. Твои впечатления неясны самому тебе, «просятся» быть переданными. Твои требования к себе и к другим ждут отклика, проверки. Это жажда общения, и ты требуешь общения в современном варианте.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *