РИСК ПЕРВОГО ШАГА

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (Пока оценок нет)
Загрузка...

ГДЕ ЭТОМУ УЧАТ?

Большой лекционный зал полон. Сидят даже на ступеньках. На эстраде, она же и трибуна и кафедра, — ученый-химик, киноактриса и доктор философских наук (автор этих строк). В московском гуманитарном вузе идет студенческая дискуссия на тему «Творческое общение и индивидуальность».

Будущая профессия юношей и девушек — библиотекари и клубные работники, руководители коллективов художественной самодеятельности. Участники дискуссии вычленили проблемы, для них профессионально важные. Ораторы размышляют вслух о том, как сделать интересной слушателю, зрителю их работу. Многие высказывают мнение, что интересным должен быть для аудитории и сам человек в своем деле. И вообще, каким, должен быть человек, который «сеет разумное, доброе, вечное»? Общительным? Эрудированным? Добрым?

А может быть, достаточно обладать лишь высоким профессионализмом? Личные качества здесь вовсе ни при чем?

…Конечно, профессиональное владение жестом, словом первостепенно. Но достаточно ли? На уровне высокого профессионализма работает радио, телевидение, кино. Потребитель кино- и телепродукции тот же самый человек, который идет в клуб. Тогда зачем клубный работник? И чем же должны быть вооружены клубные работники, библиотекари, руководители самодеятельности, непрофессиональные актеры?

Одно мнение-размышление. Клубный работник, библиотекарь, руководитель народного театра — живой «транслятор», выразитель и интерпретатор нашей морали, наших идей.

Свою интересность, духовное богатство, душевную теплоту, включается в дискуссию автор этих строк, передает человек через общение. Цель же, самоотдача в воплощении замысла: Искусство общения — разве это не профессия, не «хлеб», не талант .библиотекаря, клубного работника, руководителя самодеятельности?

Оратора прерывает студентка третьего курса: «Скажите, существует ли критерий общения? Параметры интересного? Можно ли вообще поставить вопрос в теоретическом плане, что такое общение?».

Ответы в живой беседе, в полемике сменяющих друг друга ораторов. Общение как социально-психологическое явление изучается лишь с некоторых пор. На этот вопрос стремится дать ответ наука. В Ленинграде собрались социологи на симпозиум по проблеме «Социология общения». Они столкнулись с очень большими трудностями при определении «феномена общения». Проблема общения для теоретического анализа ,серьезна и

сложна. И поэтому представители самых различных профессий (психологи, медики, психиатры, специалисты по детской психологии, юристы, криминалисты и многие другие) анализировали отдельные стороны общения между людьми.

…Зато очень важно поразмышлять над тем опытом и по поводу той практики, с которой сталкиваются люди, являющиеся «специалистами» по общению. О них скажем особо. Люди, призванные быть общительными, притягательными, интересными. И поэтому понятен интерес к этой теме со стороны тех, кто преподает и учится в институте культуры.

После окончания института многим предстоит поехать, скажем, в небольшой город, или село, или совхоз в роли заведующего клубом. Каждый, кому приходилось организовывать лекции на селе, знает, как сложно живому слову или «местному культмероприятию» соревноваться с телевидением, радио и кино.

Заведующий клубом обходит каждый дом, каждую семью и приглашает принять участие в клубном мероприятии. Один отвечает, что не может, так как занят подготовкой к завтрашнему кружку по экономике производства. Другой честно говорит, что лучше посмотрит телевизор, третий очень интересуется своим приусадебным участком. Четвертому надо заниматься детьми. И если увидеть здесь общую картину, то можно констатировать: надо обеспечить место для общения, надо найти ту «арену», на которой может проявиться интересность, притягательность личности клубного работника, ибо он специалист по организации общения между людьми. Значит, нужно уметь преодолевать те затруднения, которые возникают в общении сегодня. Человек, включенный в сферу только «телевоздействия», иногда лишает себя такого традиционного, стародавнего общения, как «посиделки», как общение типа «поговорить по душам», поспорить, обменяться новостями. Да и просто времени нет у человека, занятого на производстве и вечером присевшего отдохнуть у телевизора. Деловая ориентация, деловые интересы программируют деятельность человека также в сфере досуга. Но в то же время возрастает задача развития всех сторон человеческого таланта.

Средством для этого является, и не в малой степени, общение. Общение с интересным человеком.

Но где же на него найти время? Как уместить его среди других важных дел? Да так ли нужно тратить на него время? И в конце концов, разве не самое первое, самое настоятельное, самое главное — профессиональная компетентность?

Профессионализация, перед которой неизбежно стоит человек сегодня, — это вещь почти фатальная. Если ты не растешь и если профессионально ограничен, то у тебя не слишком много шансов добиться успехов. Ты находишься в русле своей профессиональной деятельности, а она сегодня включается в твой досуг. В сфере же досуга ты тоже общаешься с людьми. Но ведь именно в общении и через общение формируется человек целостный, интересующийся жизнью другого, человек, способный испытывать человеческое тепло по отношению к другому, человеческий интерес к нему, беспокойство за него, сочувствие, сострадание.

Вопрос, поставленный в выступлении, вызывает размышления — ответы из зала. Значит, специалисту по общению предстоит налаживать личное, межличностное общение между людьми. Если межличностное общение «плохое», это нервирует, дезорганизует, нередко понижает производительность труда. Межличностное общение со знаком «минус» может вызывать даже тяжелые травмы: до инфаркта, до тяжелых нервных расстройств.

Без межличностных отношений человек нищает духом. Это на первый взгляд, пожалуй, не очевидно. Некоторые считают, что моменты «человеческие», субъективные нужно вообще из процессов производства устранить. Не очень опытный оратор из зала пошел по кругу, повторяя и повторяя этот тезис. А я тем временем вспомнила, как один из лидеров современной кибернетики недавно преподнес мне для прочтения некое сочинение «Кибернетический критерий разумности». Человеческая разумность по этим критериям измеряется способностью… решать математические задачи и способностью рационально мыслить и действовать. У меня это вызвало очень серьезные возражения. Ведь этот критерий «не срабатывает», когда возникают тяжелые жизненные ситуации. Человек должен обладать определенной тягой к сочувствию, состраданию, пониманию человека. И только на этой основе важный критерий способности решать интеллектуальные задачи становится полноценным. Сам по себе, отдельно он полноценен лишь в качестве заменителя приличной или средней машины.

Другой оратор на трибуне, студент четвертого курса, возвращает меня к теме. Он размышляет о том, что человеческое, личностное, индивидуальное нужно и самому производству, без ярко выраженных личностных черт не может быть и общения, которое ведь всюду… Нужно ли показывать, в какой драматической ситуации оказывается человек, который не умеет общаться с другими? Ведь не общаться — значит не уметь передавать, транслировать и получать то, что мы называем культурой. Общение выкристаллизовывает достижения в сфере духовной и материальной. Передать это можно только тогда, .когда ты причастен к самому процессу, когда ты способен это понять, прочувствовать, воспринять…

Передача, культуры, формы общения, таким образом, прямо зависят от свойств человеческой личности, от идейной зрелости и гражданственности, от доброты, теплоты душевной, от любви к человеку. От умения сочувствовать, от способности быть интересным.

Выступает преподаватель рисования. Да, важно воспитать себя нужным людям. Но каждый знает: интересен другим тот, кто раскрылся, кто способен к самоотдаче, к трате себя, а ведь это трудная задача, и состоит она в том, чтобы мог раскрыться всякий человек. Чтобы каждый человек умел обнаружить то, чем сам богат, чем он интересен другим. Но есть и другая сторона дела. Интересен тот, кто умеет воспринять. Интерес, значит, зависит и от восприятия. И такое восприятие надо растить в себе. А мы далеко не всегда чутки, не всегда видим богатого душевно, яркого, глубокого человека.

Профессионализм — необходимое качество каждого работающего человека, но, если он становится автономным явлением в духовном мире, тогда это беда, говорит другой оратор. Важно добиться взаимодополнения. Человек должен быть гармонически развит, а не только профессионально компетентен.

В ответ выступление с места. «Я гуманист-профессионал, — представился парень. — Сегодня встал вопрос о простых нормах нравственности и справедливости. Это означает некоторую выросшую социальную потребность. Тот, кому доверено общение, должен и реализовать определенную общественную потребность, воплотить ее в каждодневную жизнь. Он должен поддерживать связь между людьми. Как это бывает в театре? В театр люди приходят ведь и для того, чтобы пообщаться, чтобы утвердить связь между человеком и человеком. Телевизор фиксирует связь человека и экрана, и экран разъединяет в некотором смысле. А мы должны это восполнить, поддерживая умение общаться непосредственно…»

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *