«ЧТО Я ТАКОЕ?..»

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (Пока оценок нет)
Загрузка...

«МОИ ОТНОШЕНИЯ с РОМАНТИКОЙ»

«Романтикам трудно. Жизнь постоянно будет разбивать их высокие мечты, опускать их с облаков на землю, но у них это уже неизлечимо, они лучше умрут, чем. отрекутся от своей романтики. Высокое не всем дается, многие разбиваются, так и не добравшись до вершины, и отступают. В ней пагуба — в романтике». Светлана пишет эти строки после рабочего дня, сидя за столом в своей «конторе», где скучно, где романтики нет.

Романтика для моей корреспондентки светится мрачным, едва ли не адским, зловещим огнем — пагуба. И при этом: «Хочу быть с нею рядом всю жизнь, пусть

даже за счет каких-то потерь. Никогда не испытывать покоя, бежать от догм, ловить минуты счастья от общения с природой, искать во всем новое, неповторимое, жечь свой мозг мучительной разгадкой неразрешимых противоречий, быть неистовой, и даже не знать, чего хочешь, и только ощущать себя как частицу этого мятущегося мира!» Куда с таким настроем деться романтику, если романтик — девчонка? «Ведь это не для девчонки — для парня», — огорчается Света. «Это парень отчаянный, непокорный, неспокойный. Все старается понять, хотя понимает, что невозможно все понять. Всегда ожидает чуда, и ожидание это тревожно, щемит сердце. Оно непонятно и все же прекрасно». Она считает, придется ей еще завоевывать право жить в режиме романтики, как это возможно, принято и допустимо для парня.

Но «у меня женская плоть», а женщине не дано жить в роли романтика-мужчины, мальчишки-бродяги, ищущего свой огонек и идущего за своим блуждающим огоньком по тайге, по горам, непременно по горам, пустыням, опасным перевалам… Единственная профессия, совпадающая с идеей, профессия геолога — «законная» роль для романтика-женщины. Потому-то и решила избрать Света такую роль, профессию в жизни, которая сделала бы «законной», оправданной ее бродячий поиск, ту неспокойную, неустроенную жизнь, в которой, с ее точки зрения, только и может заключаться романтика. Срываться с места, мчаться в новые места! Искать она намерена минералы, хотя к минералам никогда никакого интереса не испытывала.. Это не страшно, считает она. Любовь к работе придет, у добросовестного человека это неизбежно. Будет и азарт и творчество. Но самое главное, считает она, трудности и постоянное испыние себя, узнавание себя без всякой мишуры, познание подлинной цены себе, подлинной цены людям.

Путь к мечте оказался неблизким и нелегким. .Светлана, напомню, срезалась на приемных экзаменах раз, теперь готовится к следующему туру.

Побудительные мотивы движения Светланы в ее выборе геологии со знаком «плюс». Они во имя утверждения ее мечты. И со знаком «минус», когда во имя отрицания прозы и стандарта (а это, как мы уже знаем, по мнению Светы, норма). Оба «знака» составляют два полюса ее романтики. Быть полезной, выкладываться без остатка в работе, видеть ее результаты, а геологи так «выкладываются», иметь право честно и прямо глядеть в глаза людям… Это, конечно, входит в романтику, но это вроде бы «само собой» и даже не стоит особого внимания. Самое же главное, кажется Свете, как раз «роковые» отсветы, «пагуба». Без нее, думает она, романтики не бывает, где же ей «утвердиться», как не в отрыве от обыденности? Значит, романтика — средство выбора, побега от того, что неприемлемо Свете.

Что же ей главным образом неприемлемо? Работа в НИИ. А это значит — погрязнуть в мелочах, в обыкновенности. Тут страх, что право ее на своеобычность может оказаться ограниченным. Получается, делает вывод Света, у романтика единственный путь. Уготована ему одна только роль: из «помещения» — на волю, навстречу новизне, подальше ог контролирующих и регулирующих моментов жизни. А значит, подальше от норм? Мы ясно видим: поиск верный, а путь его привел к выводам наоборот. Вышло, что два разных полюса видит Светлана в жизни. Либо скука, обыденный стандарт ежедневных повторений, норма, обязательная для них. Или поиски минералов в горах и пустынях. Самоутверждение, полнота, красота, новизна, все это — помимо норм, без соприкосновения с обыденностью.

Не слишком ли скучна и безжизненна эта альтернатива? Надо ли непременно бежать в пустыню, болота и леса, чтобы жить, ощущая красоту жизни, новизну ее? И убежишь ли от нормы? Ведь в коллективе все члены геологоразведочной партии живут нормами, а не изобретаемыми по ходу придумками. И те, кто бродяжит с кайлом, и те, кто кашу им варит, и те, кто просчитывает результаты поиска. Как раз тем, кто так далеко от городской людской скученности, от тесноты цеха и учреждения, особенно нужна мораль. Романтикам по профессии особенно нужна истинная верность нормам. Нужна надежность товарища в нормах человеческих. Куда в тайге без взаимной помощи, без выдержки и стойкого терпения, без верности слову, без чувства локтя, точности, дисциплины. Без качеств, необходимых также и в работе за учрежденческим столом?

Романтика и норма, романтика и живое конкретное дело, и самодисциплина, может, вовсе они не так уж и спорят, как думает Светлана? Этому автор посвящает очерк «Двадцать четыре личности — один стройотряд», опубликованный в этой книге (так, что в разговоре нашем, наверно, могу на него и сослаться).

А может быть, спорят они? Спорят! Романтическое устремление так может воспарить над «грешной землей», «что не до человека станет ей. Холодная, отстраненная возвышенность», а в итоге равнодушие к судьбе реального, этого конкретного человека. Разве не подстерегает такая опасность того, кто занимает позицию «над», то есть «вне». О человеческой скудности ее, этой позиции, прекрасно написал писатель Е. М. Богат в серии публикаций в «Литературной газете», особенно ярко в статье «Не убить человека» (30 января 1982 года).

Вполне жизненный случай — романтика обнаруживается в работе за конторским столом, тем самым, которого так боится Светлана. Прочти, Света, роман Владимира Маканина «Прямая линия». Герои там математики, расчетчики, работающие по математическому обеспечению технических задач. Казалось бы, арифмометры и счетно-решающие устройства неизбежно любую романтику забивают. Однако вовсе ей не мешают, если на первом месте решение задач, важных для практики, если волнуют расчетчика отношения к этим задачам, если есть планы на будущее, мечты о включении твоей собственной задачи, твоего собственного частного решения в большие важные государственные дела… Живые человеческие страсти во имя достижения мечты, все это наполняло до отказа каждую секунду жизни двух молодых 23-летних специалистов, пришедших в лабораторию научно-исследовательского института и усевшихся за свои небольшие старенькие счетные машинки. Линия высокой романтики — это и есть та «прямая линия», которая, по существу, является стержнем характера, стержнем жизни этих двух ребят, их драматических столкновений, их взлетов, их судеб.

Линия романтики возвышает человека над обыденностью жизни, просветляет обыденность мечтой. Мечта, романтика ведет обоих математиков к риску, где каждый проявляет себя совсем по-разному. Один из героев гибнет… Нет, Светлана, романтика не исчерпывается «пагубой», хотя такой оттенок у нее и может быть. Трагедия, высокая трагедия — это одна из сторон жизни, которую романтическое сознание не отвергает, которой оно не страшится. Здесь «заслуга» романтика, отличие его от премудрого пескаря. Здесь ты права. Но радость романтики не только в гордой готовности к трагедии, к внутренним конфликтам. Не только и отнюдь не в постоянных и вечных стремлениях оторваться во что бы то ни стало от каждодневных, ежесекундных Дел и мечтаний. Байроновская мятежность на каком-то этапе, может, и необходимый, но не главный ее смысл. Как раз в связи с жизнью, в том, что своей возвышенностью по отношению к каждодневности ты эту жизнь, отношения между людьми обогащаешь. Ты, сама лично, своим трудом и своим духом. Главное, по-моему, борьба за то, чтобы высокое, романтическое жило бы в тебе и в нас, в поступке на благо общества. Да, скажешь ты, но «внутренние враги» на пути к высокому, они не дремлют. Светлана называет одно такое препятствие. Едва ли не главное. Лицемерие — враг романтической непосредственности и максимализма.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *