ХЛЕБ ДУХОВНЫЙ

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (Пока оценок нет)
Загрузка...

Вед.: Заинтересовывать, вовлекать. Верно. Но есть уставное требование к комсомольцу — на собрание он приходить обязан. В его руках судьба комсомольских дел, он имеет возможность лично влиять на то, как проходят комсомольские собрания. Но что же говорить о каких бы то ни было последующих этапах, если не выполнено главное условие: ты не пришел на собрание. Собрание — это первый твой шаг к активности, к участию в жизни коллектива. Но подготовка, по существу, ведь не велась всеми вместе.

Ведущая проходит в самый конец зала к девушке в белом халате и предоставляет ей микрофон: «Скажите, пожалуйста, какое вы выполняете общественное поручение?»

—    Я? А почему ко мне? Там же впереди сидят те, кто хочет выступать…

—    Если бы вы оказали нам внимание, поделились своим мнением, мы были бы все благодарны. Какая у вас общественная работа?

—    Я физорг группы, это нагрузка?

—    Нагрузка… А что является предметом вашего увлечения, интереса?

Девушка молчит минуту, другую. Вокруг начинают улыбаться. И кто-то ей подсказывает: «Танцы». Кто-то развеселился: «Вязание». С заднего ряда доносится: «Драмкружок».

Девушка пожимает плечами:

—    Не знаю. Но не спорт, точно не спорт… Вязание.

—    А почему же у вас оказалась именно эта общественная работа?

—    Да. так как-то вышло. Случайно дали.

—    А вы?

—    Ну, нагрузка есть нагрузка.

—    А интерес есть интерес, — дополняет ее ведущая.

Все вокруг смеются, девушка смеется тоже.

—    Может быть, здесь источник пассивности, в частности, вашей?

—    А почему вы знаете, что я пассивная?.. Да, я пассивная. И в самом деле мне неинтересен спорт.

—    А кружок вязания интересен?

—    Да.

— Главное мы установили: вам неинтересно выполнять то поручение, которое механически на вас «пришлось»…

—    …Дайте мне слово.

Молодой человек в очках, в черном рабочем халате требует микрофон. Он технолог.

Технолог: Все это мы прекрасно говорим: как заинтересовать, какая общественная работа, как четко выполнять свои комсомольские и общественные обязанности. Все правильно. Будем об,этом думать. Ноеей-час о другом. Я лично уважаю прежде всего квалификацию работника. У нас сейчас идет колоссальная реконструкция. И тот, кто хочет, может вырасти. Вот освоить новую технику можно, если хочешь, свой реальный интерес удовлетворить к рационализации, к изобретательству. Сейчас нужны кадры нового качества, чтобы технически грамотным был человек. Да, ставка у нас. на молодежь. И мы можем работать так, чтобы рекомендовать людей в вуз. Берем кадры из ПТУ, десятиклассников приглашаем. Если захочет, он может у нас вырасти. Но ведь многие и не хотят. Работниками вновь поступившие -иногда оказываются просто никудышными, просто плохими. Вот какие ножницы!

Вед.: А может быть, вы нам расскажете о том, как «никудышный», незаинтересованный, пассивный стал хорошим работником, вырос и превратился в человека, отвечающего вашим критериям, заслужившим ваше уважение? Есть такой рост — не вниз, а вверх?

Технолог (улыбается): Как из пассивных становятся активными, как из незаинтересованных становятся рационализаторами, это вас интересует?

Вед.: Интересует нас всех.

Технолог: Таких примеров, в общем, немало. Приходится возиться с ребятами. Но как возиться? Правильно вы говорите, показывать им пути к тому, что их интересует. Знаете, как это? Человеку неясно, и он хочет добиться, чтобы ему было ясно, а преодолеть какое-то препятствие он не может. Покажешь операцию, ему станет понятнее, интереснее работать. Следом — другую операцию. А он и сам дальше предложит усовершенствование. У нас таких немало. Но по этому пути почему-то не все идут, может быть, и мы мало работаем. А в общем, вы зацепили меня, наверное, правильно. Конечно, Дело в том и состоит, как из пассивных становятся активными. Эти механизмы для нас самые главные. Возможно, сегодня мы их яснее увидим все вместе. А потом все вместе наше понимание мобилизуем для нашего общего дела, для результатов работы и жизни.

Интеллигентного вида парень — инженер техники безопасности, с вдумчивым, тонким лицом, обращается к ведущему: можно?

Володя, инженер: Эх, надо бы мне первому взять слово, а то я, когда собирались в завкоме, предварительно прикидывал, какую тему взять, а первым высказаться не рискнул. А тема моя — для начала разговора — о цели и смысле жизни.

Скажу, что думаю, точнее, о чем особенно размышлял перед нашим диспутом. Решил я взять для выступления тему: «Цель, в чем она», все две недели только об этом и размышляю. Нет, не так. Размышляю я об этом давно, но четко стал представлять себе только сейчас. Почему и полезно наше сегодняшнее обсуждение. Оно вывело мысль из каких-то вроде бы подспудных лабиринтов на светлую поверхность и заставило ее работать. Работать и прояснить кое-что самому себе, насчет себя, насчет нашего коллектива, насчет работы, насчет прошлого и будущего в моей судьбе.

Вы извините, может быть, я буду употреблять общие категории. Цель, наверное, это смысл Жизни? Они рядом, вместе. Начну со смысла жизни. Над смыслом жизни думает каждый человек. А трактовка его в разное время была очень различна. Живи одним днем, живи для себя — это принцип буржуазного общества. В первобытнообщинном строе цель жизни задавалась жестокими условиями. В рабовладельческом и феодальном обществах она определялась для разных людей обстановкой, условиями их жизни, их классом. Капиталистический строй породил эгоизм, жизнь для себя. А это довольно прилипчиво и может перейти в наше общество. Но сейчас (в исторических масштабах) теряют свою значимость вот эти установки буржуазного общества, все-таки человек больше думает о других, об окружающих, о жизни. Хотя бывает, что запутывается… Мир сегодня сложнее и интереснее. Для меня новое наше понимание смысла жизни хорошо выражено словами Маркса, помните? — он может считать себя очень практичным человеком, если он «Капитал» допишет, хотя принес работе в жертву жизнь, благо семьи и собственное здоровье. Он считал бы себя крайне непрактичным, если бы не выполнил этого, — помните? Цель, которой посвятили себя Маркс, Энгельс, — высокая, бескорыстная. Это цель служения людям, служения человечеству. Это цель действительно великая, и здесь мелочиться, мельчить просто не стоит. Этой цели можно посвящать свои усилия, свою жизнь, свои интересы. Но так может поступать только убежденный человек и, конечно, масштабный.

Но сейчас я хочу перейти к одному очень важному вопросу. Он вот такой. Цели бывают правильные и неправильные. Марксова цель правильная, потому что она посвящена интересам всего человечества, потому что он думал о благе, а не зле, потому что всю социальную программу строил не на насилии, не на злобе, не на ущемлении человека, не на принесении вреда обществу, а на его совершенствовании. Его убежденность, его цель справедливы. А еще для меня важнее всего то, что его убежденность вытекала из понимания цели. Если цель хорошая, то убежденность правильная. Но бывает убежденность в злой, общественно опасной цели.

Возьмем гитлеровцев. Они имели убежденность. 13-летние дети до конца защищали Берлин. Это был не один только патриотизм. Мы знаем фанатиков, у которых есть убежденность, которых оболванили и убедили в том, что цели, ради которых они погибают, правильные. Но история в конце концов оказывается главным судьей. Гитлеровские полчища были разгромлены, победило наше общество, победил марксизм, победил коммунизм. И это победа правильных целей, стремлений гуманистических, поистине великих задач и великой убежденности.

Отдельный человек может не иметь стержня, смысла жизни. Случается ведь… Такой человек легко ломается при сложных обстоятельствах. Это же очень для нас важно. Это самое страшное. Человек сломался и отказался от дели.

Но человек может расти, он обретает правильные убеждения. Это значит, что человек перестраивает свою жизненную программу под влиянием этой цели, которая формируется у него и формирует его жизнь.

Приведу пример Рощина из «Хождения по мукам». Цель Рощина была служение, а не разрушение, цель — служить своей Родине. Но Рощин еще не знал и не понимал, как улучшить жизнь этого общества, когда жизнь показала ему (это было знакомство с простыми людьми, с историей, с обстоятельствами), что его главная цель — сделать свою Родину счастливой и предоставить всем людям возможности для благородной и достойной жизни, он перестроил свои убеждения. Его цель с момента прозрения расходится с целью белой армии, расходится с целями махновских банд, и он сознательно переходит служить в Красную Армию. Рощин действительно нашел свою цель. А его убежденность — правильное разрешение, правильную жизненную судьбу. Каждодневная жизнь, чтобы она соответствовала цели, а не расходилась с нею,—это самое важное. И надо, чтобы высокая цель как-то совместилась с твоими жизненными планами, с твоей жизненной конкретной задачей. Цель должна быть и твоей жизненной, целью в каждодневности… Это конспект моих размышлений, но главное я выразил. А в общем, я вижу смысл жизни в том, чтобы найти этот смысл и не растерять его в текучке? Парадокс?

Вед.: Не выражают ли размышления Володи наши собственные мысли? Удачно, что не в начале, а в конце услышали мы его выступление. Великие, большие цели нашего общества, гуманные и созидательные цели нашей партии претворяются в каждодневные жизненные интересы и практику человека, в его судьбу. И здесь самое важное, как ты лично понимаешь для себя решение, осуществление, выполнение целей, поставленных партией, нашим народом. Иногда происходит и так, что мы говорим о великих людях с восхищением, а потом безнадежно машем рукой: они же великие, поэтому им по плечу великие цели. А я? Я работаю у станка, у меня каждодневный план. У меня семья. Что я могу? Как мои

цели могут равняться с целями великих людей? Могут равняться. Володя прав. Важно, принципиально важно, что конкретный жизненный путь, твоя личная убежденность, твоя активная жизненная позиция и направленность этой жизненной позиции, собственно, и решает все в твоей жизни. Она и определяет главное в тебе, в твоем понимании цели и судьбы, в решении собственной судьбы, делает тебя творцом.

Ведущему полагается сделать заключение, но, может быть, каждый из нас подведет личные итоги.

—    А результаты на деле пусть скажутся, — реплика из зала.

—    И все же позвольте обратиться к итогам, и еще раз — к последнему выступлению, к мыслям Володи. В этой исповеди предстала требовательность к себе, отличающая современника, рабочего человека.

Когда мы говорим об идеале, о ценностях социалистического общества, мы понимаем, что это не что-то «вне» нас. Ценности, идеалы, нормы — они наши, личные. И если освоены лично, тогда человек умножает свое духовное богатство. Он открывается тому хорошему, что пронизывает нашу жизнь. Стремится освоить, сделать собственным достоянием созданные социалистическим обществом духовные блага, духовные богатства и создавать новые.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *