ГОЛОС ПУСТЫНИ

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (Пока оценок нет)
Загрузка...

ПЕРВИЧНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ

Картины увлеченного труда учащихся на школьных участках уже привычны. Но вот на ваших глазах радостно, весело, самозабвенно сажают деревца, поливают и копают грядки, клумбы, чистят кроличьи вольеры… пятилетние малыши. Живо чувствуются ребячья радость, азарт, интерес. Это уже не эксперимент. Жизнь, обычная для малышей, незаданная, раскованная, в этом детском саду обогатилась игрой-соревнованием: чье деревце лучше растет, у кого грабельки блестят, кто заботливее выхаживает кроликов.

Попробуй только малыш обломить веточку у саженца, крику не оберешься, слез. И не воспитательницу звать станет — лично защитит свое достижение. То же и с грядкой. И не думай даже по неосторожности наступить на морковный хвост. Соревнуются малыши и дома взахлеб рассказывают о своих детсадовских, но уже и рабочих заботах.

Конечно, прежде всего это игра. Но содержательная игра, наряду с обычным хождением в кружке по площадке, с пением и стихами. Ребята знают, что это всем нужно, и взрослым тоже, чтобы цветочки цвели и деревца росли. Это игра. Самая интересная. И самый настоящий путь к обретению главной ценности, к обретению радости труда, значимости его в жизни. И тут тоже выбирай по склонности — с птичками возись, за кроликом ухаживай, копай грядку или выращивай цветы на клумбе. И рисуй, пой, танцуй. Нагляден и результат. Пришел такой малыш в первый класс, и сразу вопросы к учительнице: «А где моя грядка?», «Лопатку свою принести?»

Очевиден учителям живой ребячий интерес и радостный порыв. Укоренение важнейшей ценности в веселом и радостном ребячьем увлечении, но и в такой организации дела, чтобы радость эта состоялась.

Инициатор трудового воспитания малышей — директор совхоза И. И. Белоиванов.

О начинаниях, починах каждый автор рассказывает по-своему, но Иван Иванович говорил об этом вовсе по-особому. В лицах и с ехидцей изображая оппонентов и противников. Сказалась привычка оборонять новое, столь необычное дело.

Само собой, что в основе его — становление любви и настоящей кровной тяги к земле. А вот как сломать воспитательские трафареты и предрассудки? Иван Иванович не играет «в поддавки», с кем бы ни довелось ему вести дела. Ироничен, языкаст. В хрипловатом голосе то насмешка, то сердечные, теплые нотки, а то и гнев. Заметно сдерживает вспыхивающее раздражение, то и дело прикрывает веками глаза — знает, видно, что взгляд его бывает колюч, остер.

— Случается Белоиванову подставиться, — сказал о нем давних времен товарищ, коллега, имея в виду живую реактивность директора. — Но и защитой и нападением, владеет, змей…

«Змей» — это с мужской теплотой. И кажется, с завистью к многообразию тонов и красок в человеке.

— Нет такой книжки по воспитанию, где бы ни были пропеты гимны труду, — директор кивает на переполненный шкаф в его кабинете. — Трудовое воспитание, трудовое воспитание… И у всех наготове формула: семья — школа — трудовой коллектив. Но у трудового воспитания должны быть корни не только в школе. Любовь к труду должна прививаться раньше, с дошкольного возраста. Любовь же, подумайте, — глаза у директора разгораются. Он поднимает соединенные пригоршнями ладони — жест полноты и бережности. — Толстой, помните, говорил, что половина того, чем он всю жизнь жил, была получена им до пяти лет. Попросил я у детсадовского начальства литературу по дошкольному трудовому воспитанию, и чего только не прочел!—сокрушается Иван Иванович. — Слов красивых о трудовом воспитании миллион, а как быть практически, не ясно…

И решил директор собрать общий совет детсадовских работников, чтобы сообща додумать, как загодя привить малышам любовь к труду. Село есть село. Тут же облетела всех мам и пап весть, разнесенная чадолюбивыми бабулями в искаженной форме: малышат, мол, хотят заставить работать. Явилась к директору делегация из пяти мам, едва ли не платочками утирают глаза, детки ведь, жалко. И педагоги мамам поддались. И так убеждал директор, и эдак. Игра, мол, интересно это и прямо связано с домашними, семейными, воспитательными задачами…

А предложение директора было самое простое: нельзя ли к утвержденной детсадовской «программе» подключить еще одно направление. Грядочки ребятам завести, у каждого чтобы грабли были свои, лопаточка;\’ чтобы деревца малыши сажали сами, ухаживали бы за садом и за цветами. А еще, чтобы животных поселить тут же, птиц, рыб, не с декоративно-развлекательными целями, а по-правдашнему. С большим трудом удалось уломать специалистов принять это дополнение к программе. Но тут забастовали санэпидемстанция, районо и другие службы. Пришлось вынести вольеры с животными и птицами за пределы помещения — это и правильно. Хорошее решение, но пока утрясли, писанины было — воз.

Зажили кролики в детском саду, ребят не оттащить от крольчатников. И интересно, и один с другим соревнуются, кто с кроликом лучше обойдется, ласковей, добрей. Вот в чем дело… Это же надо видеть, как малышата бегут к своим зверушкам поутру, как ревниво за ними следят, как рады, счастливы по-настоящему. И при этом ребята пробуют свои силы, закладывают первичные элементы потребности в труде, тут-то и совершается ими пока не осознанное открытие ценности труда, личное открытие красоты мира. Этим первоначальным постижением красоты проникаешься, глядя на детские рисунки, любовно хранимые в детсаду. Иные подлинно хороши. Примечательна творческая судьба автора рисунка, что висит в зальце детского сада. Подпись под рисунком взрослой рукой: Саша Петрушенко, 6 лет.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *