ДУХ, ДУША, ДУХОВНОСТЬ (ВМЕСТО ЗАКЛЮЧЕНИЯ)

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (Пока оценок нет)
Загрузка...

Ирония по поводу совести, чести, священного, святого не только психологический казус.

Когда это позиция, тогда подобный «казус» способен стать тормозом для развития нравственных начал в жизни нашего общества. И, если позволительно вспомнить о трагизме, о котором говорил Горький в упоминавшемся письме, то приметой его является не только острота вечного противоборства полярных начал: добра и зла, высших духовных устремлений и беспощадной страсти обеспечить удобства жизни (украшенных интеллектуальными аксессуарами). Подчас трагическую остроту приобретает обесценивание значимых в нашей культуре слов и понятий.

Писателю, вновь обращающемуся к арсеналу понятий, с которым работала классическая русская литература: нравственный абсолют, дух, душа, высшая ценность — приходится оборонять их от натиска как прямых упразднителей, так и истолкователей, «объясняющих» их «с точностью до наоборот».

В романе Юрия Бондарева «Берег» писатель Самсонов осознанно воюет против слов «нравственный абсолют», он «торпедирует» поступки Никитина, продиктованные высшими стремлениями души. Самсонов не приемлет их сути из-за несоответствия собственному духовному складу, но готов изгнать чуждые ему понятия высшего и возвышенного с писательского . поприща, где лично он в силах поставить запретительные знаки и рогатки.

В произведении Даниила Гранина «Картина» во всей своей мощи и, увы, внушительной силе изображен противник нравственного подхода к производственным вопросам. Он администратор большого масштаба и- в качестве такового «ставит на свое место» духовные ценности. Искусство? Ему надлежит потесниться, на пути всемогущей НТР. Совесть? В кодексе делового человека есть четкость, точность, обязательность, а совесть? Не из .-арсенала, ли она религиозной морали? Не служит ли помехой как нечто незапрограммированное, способное вторгнуться в заданный им, Уваровым, процесс строительства. Может вторгнуться… на благо людям. И притом не во вред глобальным задачам НТР.

В статье «Метафора современности» (этой статьей «Литературной газеты» открывалась известная дискуссия о деревенской прозе) А. Проханов соотносит современную машину и… «абсолютный дух». Другой участник дискуссии предлагает нашему вниманию… духоподъемность. Надеясь, должно быть, что слово это лучше будет принято теми, кому подъемник — механизм— близок и понятен, а душа — далекое, устаревшее слово.

Когда в порядке защиты от подобного «истолкования» заслоняют слово «душа», слово «дух», «совесть» броней древних смысловых пластов (не подступайся, духоподъемник, «объект» — не бетонный блок, а неземной феномен), раздаются законные возражения. Но законны и опасения потерять в путанице смыслозамещений то нравственное, духовное содержание нашей социалистической культуры.

Активность «упразднителей смыслов» вызвала у Чингиза Айтматова горькую реплику: «Слова могут устаревать, но не должен стать анахронизмом человеческий дух. Вот дело, вот смысл и задача, которые стоят сегодня перед всеми нами, писателями, и выполнять которые можно лишь в одном случае: если мы подлинные реалисты, а не самонадеянные строители кирпичного мироздания». Сомкнуть духовные, нравственные ценности и процессы жизни, воспитательную практику и не развести их — главная забота писателя.

:Это очень опасно, когда слова, аккумулировавшие культурный, нравственный опыт поколений, почитаются за отжившие, потому что «старые». Когда эти слова — отдельно — для ответа на уроке по литературе, а реальные нравы, наличные отношения — отдельно. Именно в бытовой каждодневности формируются у человека нравственные и духовные потребности, возникают искания смысла жизни. Не соотнесенные со словами, реальные эти феномены могут оказаться «неузнанными», да и не состоявшимися в конце концов.

Сегодня писателя особенно волнуют судьбы того золотого фонда слов и понятий, который сложился в. гуманистической демократической русской литературе: слов и понятий, без которых невозможно было ее гражданственное назначение. Честь, совесть, святое, священное, нравственный абсолют, дух, душа, сочувствие, милосердие — выражение нравственных духовных начал — какова сегодняшняя их жизнь и судьба? Их служба? Речь идет сегодня не только о нормоосвоении, потому и важна служба этих понятий и слов, в частности, для выражения норм и принципов.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *