Ирония по поводу совести, чести, священного, святого не только психологический казус.
Когда это позиция, тогда подобный «казус» способен стать тормозом для развития нравственных начал в жизни нашего общества. И, если позволительно вспомнить о трагизме, о котором говорил Горький в упоминавшемся письме, то приметой его является не только острота вечного противоборства полярных начал: добра и зла, высших духовных устремлений и беспощадной страсти обеспечить удобства жизни (украшенных интеллектуальными аксессуарами). Подчас трагическую остроту приобретает обесценивание значимых в нашей культуре слов и понятий.
Писателю, вновь обращающемуся к арсеналу понятий, с которым работала классическая русская литература: нравственный абсолют, дух, душа, высшая ценность — приходится оборонять их от натиска как прямых упразднителей, так и истолкователей, «объясняющих» их «с точностью до наоборот».
В романе Юрия Бондарева «Берег» писатель Самсонов осознанно воюет против слов «нравственный абсолют», он «торпедирует» поступки Никитина, продиктованные высшими стремлениями души. Самсонов не приемлет их сути из-за несоответствия собственному духовному складу, но готов изгнать чуждые ему понятия высшего и возвышенного с писательского . поприща, где лично он в силах поставить запретительные знаки и рогатки.
В произведении Даниила Гранина «Картина» во всей своей мощи и, увы, внушительной силе изображен противник нравственного подхода к производственным вопросам. Он администратор большого масштаба и- в качестве такового «ставит на свое место» духовные ценности. Искусство? Ему надлежит потесниться, на пути всемогущей НТР. Совесть? В кодексе делового человека есть четкость, точность, обязательность, а совесть? Не из .-арсенала, ли она религиозной морали? Не служит ли помехой как нечто незапрограммированное, способное вторгнуться в заданный им, Уваровым, процесс строительства. Может вторгнуться… на благо людям. И притом не во вред глобальным задачам НТР.
В статье «Метафора современности» (этой статьей «Литературной газеты» открывалась известная дискуссия о деревенской прозе) А. Проханов соотносит современную машину и… «абсолютный дух». Другой участник дискуссии предлагает нашему вниманию… духоподъемность. Надеясь, должно быть, что слово это лучше будет принято теми, кому подъемник — механизм— близок и понятен, а душа — далекое, устаревшее слово.
Когда в порядке защиты от подобного «истолкования» заслоняют слово «душа», слово «дух», «совесть» броней древних смысловых пластов (не подступайся, духоподъемник, «объект» — не бетонный блок, а неземной феномен), раздаются законные возражения. Но законны и опасения потерять в путанице смыслозамещений то нравственное, духовное содержание нашей социалистической культуры.
Активность «упразднителей смыслов» вызвала у Чингиза Айтматова горькую реплику: «Слова могут устаревать, но не должен стать анахронизмом человеческий дух. Вот дело, вот смысл и задача, которые стоят сегодня перед всеми нами, писателями, и выполнять которые можно лишь в одном случае: если мы подлинные реалисты, а не самонадеянные строители кирпичного мироздания». Сомкнуть духовные, нравственные ценности и процессы жизни, воспитательную практику и не развести их — главная забота писателя.
:Это очень опасно, когда слова, аккумулировавшие культурный, нравственный опыт поколений, почитаются за отжившие, потому что «старые». Когда эти слова — отдельно — для ответа на уроке по литературе, а реальные нравы, наличные отношения — отдельно. Именно в бытовой каждодневности формируются у человека нравственные и духовные потребности, возникают искания смысла жизни. Не соотнесенные со словами, реальные эти феномены могут оказаться «неузнанными», да и не состоявшимися в конце концов.
Сегодня писателя особенно волнуют судьбы того золотого фонда слов и понятий, который сложился в. гуманистической демократической русской литературе: слов и понятий, без которых невозможно было ее гражданственное назначение. Честь, совесть, святое, священное, нравственный абсолют, дух, душа, сочувствие, милосердие — выражение нравственных духовных начал — какова сегодняшняя их жизнь и судьба? Их служба? Речь идет сегодня не только о нормоосвоении, потому и важна служба этих понятий и слов, в частности, для выражения норм и принципов.