…Как-то, отправившись в гости в дальнюю деревню Калининской области, взяла я с собой вместе с прочими гостинцами буханку бородинского хлеба. В семействе, теперь состоявшем только из двух стариков, гостила столичная внучка — студентка с приятельницами. Обрадованная моим приездом и гостинцами, внучка тут же и просвещенность свою проявила: «А знаешь, бабуля, за границей черный хлеб деликатесом считается, сама привозила в одну капстрану, — уточнила понятливо, — по просьбе одного знакомого дипломата, а он иностранцев угощал (им-то в диковинку)…»
«Черным» называете этот хлеб и других ,учите, кому впервой наш хлеб есть. Откуда взяли вы такое слово? Идет ли ко хлебу, подумай-ка. Черный — это ведь чернота, да мгла, да мрак, да зло. И ведь привилось уже хлеб честить чернотой. Никогда ранее не бывало у того, кто сам растит его, такого слова для хлеба. Слово хлебу, может, и положено, да не такое. Ржаной, да вот нынешний — орловский, ваш — привезли нонче — бородинский, а то еще — рижский — это человеческие слова про хлеб. Если на хлеб станем черноту наводить, где же остановимся-то».
Бабушке этой каждый, пожалуй, найдет, что возразить, а все же какая чуткость к смыслу, слову, к его оттенку. Самая суть Выражена в этом простом размышлении, рассуждении: уважение к хлебу насущному, питающему жизнь человека. Не так ли с хлебом духовным?
…Свое слово положено тому, что составляет жизнь души человеческой, нравственному поиску, значение которого в нашей сегодняшней жизни провидчески угадал Горький.