После того как мы коснулись понятия «difference» в контексте проблемы присутствия (собственного), перед нами необходимо появляется призрак возможной аналогии, вызываемой созвучием двух понятий: «difference» Ж. Деррида и «difference» Ж. Делеза. Оба понятия входят в заглавия программных работ указанных авторов: мы имеем в виду «Различание» (См.: Деррида Ж. Различание // Деррида Ж. Письмо и различие. СПб., 2000.) Ж. Деррида и «Различие и повторение» (См.: ДелезЖ. Различие и повторение. СПб., 1998.) Ж. Делеза, появившихся во Франции десятилетие спустя после выхода в свет небезызвестной работы М. Хайдеггера «Тождество и различие». Но принимается ли во внимание во всех этих случаях одно и то же «различие»? Аналогия между отдельными этими «случаями» может послужить ориентиром, указывая на неопределенное родство значений этих знаков («differance» и «difference»), но сама она представляется, скорее, задачей и вопросом, нежели сходством, не требующим объяснения. Читать далее «Понятие различия: основания единства значения»
Рубрика: Тематизация различия в границах имманентной критики опыта: «Differenz», «difference», «differance»
Внимание к теме различия в рамках философии постмодерна признается некоторыми исследователями едва ли не конституирующим само это направление (Ср.: «Различия философия — понятие, посредством которого философия постмодернизма рефлексивно характеризует современный (постнеклассический) тип философствования — в отличие от философствования классического типа, оцениваемого в качестве «философии тождества»… Применительно к собственно постмодернистской философии понятия «различие», «различение», Difference … обретают парадигм сильный статус* (Можейгсо МЛ. Различия философия // Постмодернизм: Энциклопедия. Минск, 2001. С. 647).). Однако анализ случаев ее экспликации в современной философии (Ж. Делезом, Ж. Деррида, а еще раньше — М. Хайдеггером) зачастую обходится без постановки проблемы ее внутренней детерминированности в рамках этого философского ансамбля. Рассматриваемое лишь внешним образом, как устойчивый и характерный признак постмодернистской философии, ее внимание к понятию различия избегает освещения с точки зрения внутренней необходимости, которая предопределяет как само присутствие этой темы внутри указанной традиции, так и «морфологические» сходства в способах ее постановки разными авторами.
Задачей настоящей главы является, во-первых, демонстрация сущностного единства самой темы различия внутри постструктуралисткого проекта онтологии, во-вторых, — выявление необходимости обращения к тематике различия в рамках всякой «антитрансценденталистски» ориентированной установки имманентной критики опыта. Иными словами, нам предстоит показать, в какой мере «различие» является необходимым понятием, а его тематизация — неизбежной при постановке задачи критики неправомерных соответствий: существа бытия — характеру сущего, природы мышления — стихии его предмета (самого мыслимого), означающего — означаемому и др. Речь, следовательно, пойдет о возможном единстве истолкования Различия как такового, тематизация которого в современной философии была, на наш взгляд, обусловлена задачей отклонения ряда псевдо-соответствий, их своеобразного расколдовывания. Таким образом, вопреки известным требованиям осторожности, склоняющим всякий раз рассматривать «различие» лишь в контексте определенного круга понятий и общего горизонта мысли того или иного автора, лишь в строгой роли означаемого того понятия, к которому мыслитель прибегает (будь то словарное «difference» или неологизм «differance»), нашей задачей станет обоснование возможности сближения контекстов в пользу единой темы, разворачивающейся в рамках определенного проекта онтологии.
Решение этой задачи находится, на наш взгляд, в зависимости от рассмотрения ряда отдельных ее аспектов, т.е. требует:
1) формального обсуждения вопроса о возможной близости значений понятий «Differenz», «difference», «difference», предстающей первоначально в форме неопределенной аналогии;
2) демонстрации в основных чертах упомянутого онтологического проекта (проекта имманентной критики опыта), в горизонте которого и разворачивается новая постановка проблемы различия в современной философии и, наконец,
3) экспликации внутреннего единства проблематики различия через обращение к отдельным случаям его тематизации (М. Хайдеггером, Ж. Деррида, Ж. Делезом).
Имманентная критика опыта как методологический проект. Онтологическое различие М. Хайдеггера
Говоря об определяющем для самой постановки проблемы различия проекте онтологии, мы имеем в виду идущую еще от Э. Гуссерля (если не от самого И. Канта) традицию недоверия по отношению к предпосылкам, не контролируемым со стороны «положительного» мышления, равно как и со стороны иного, более широко понимаемого, опыта. В этом смысле уже гуссерлевскую феноменологию можно считать определенного рода эмпиризмом, ориентированным на вычленение трансцендентальных оснований опыта, а не на одну лишь корректную дескрипцию его случайного содержания. Продолжением и радикализацией этой феноменологической осмотрительности и критики в отношении «метафизических предпосылок» стала онтология М. Хайдеггера. Читать далее «Имманентная критика опыта как методологический проект. Онтологическое различие М. Хайдеггера»
Роль фигуры различия в онтологии постструктурализма
Обратимся к двум отдельным случаям тематизации различия в постструктурализме у Ж. Делеза и Ж. Деррида, начиная с анализа делезовской презентации «различия самого по себе».
I. В работе «Различие и повторение» Ж. Делез стремится освободить различие из-под власти удерживавшей его до сих пор идеи противоречия и, шире, — «представляющего мышления» в целом. Задача состоит в максимально возможном восполнении идеи различия, которая, однако, именно за пределами противоречия, продолжала бы удерживаться в своих собственных границах. По большому счету, речь идет об испытании различия в качестве автономной Идеи, не подчиненной логике отрицания и не ограниченной рамками эффективности одной лишь этой логики: «Мы хотим осмыслить различие само по себе и отношение различного с различным независимо от форм представления, сводящих их к одинаковому, пропускающих через отрицание» (Делез Ж. Различие и повторение. С. 9.). Читать далее «Роль фигуры различия в онтологии постструктурализма»