ОЧЕРКИ ВНУТРЕННЕЙ РОССИИ

Об оставшихся

Я прожил пять лет под властью большевиков. Я много видел, много перечувствовал и передумал. И, может быть, есть в этом опыте такое, что интересно и важно не одному мне. Жизнь коротка; мемуаров я из осторожности не писал… Пусть же сохранится здесь кое-что из существенного.

Конечно, я вынужден буду умалчивать о многом. Но все записываемое — не вымысел, а правда. Читать далее «ОЧЕРКИ ВНУТРЕННЕЙ РОССИИ»

ОТЧУЖДЕНИЕ СОБСТВЕННОСТИ В РОССИИ И ЕГО МИРОВОЕ ЗНАЧЕНИЕ

Дамы и господа!

То, что я намереваюсь изложить вам по этой теме, имеет 10-летнюю историю. Я был непосредственным свидетелем этих событий вплоть до 1922 года. Следующие 5 лет я следил за ними уже издалека, из Берлина. Если говорить кратко, то весь процесс современной революции в России надо воспринимать как грандиозную, единственную в истории, уникальную экспроприацию собственности. Уникальность ее выражается в духе социального радикализма и сопутствующих ему потоках крови, в размерах охваченной этим процессом территории, а также в грядущих последствиях как для самой России, так и для общей истории человечества. Сразу же был положен конец мечтам о «закрытом торговом государстве» (Фихте) и об искусственных барьерах против массового психоза и идеологической эпидемии. Человечество, особенно европейцы, в сфере экономики и мысли становится все более единым, сложным, взаимозависимым и взаимовлияемым. Отдельные государства экономически нуждаются друг в друге, но и наносят друг другу урон, вовлекаясь во взаимный психоз вооружения. Именно поэтому колоссальная экспроприация собственности, имевшая место в ходе русской революции, не может не сказаться в известной мере и на остальной части мира. Читать далее «ОТЧУЖДЕНИЕ СОБСТВЕННОСТИ В РОССИИ И ЕГО МИРОВОЕ ЗНАЧЕНИЕ»

РУССКАЯ АКАДЕМИЧЕСКАЯ ТРАДИЦИЯ

Стосемидесятипятилетие Московского Университета… Но разве мы имеем основание праздновать его? Разве он дожил до этого юбилея? Разве это Университет — то, что там творится? Разве это Академия? Разве возможна Академия в этом потоке всеобщего порабощения и поругания?

Это поругание и извращение происходило на моих глазах, и воспоминание о нем никогда не изгладится из моей души. Я видел это бесстыдное действо; но я видел и то достоинство, то мужество% с которым русские академики отстаивали свою Академию. Я знаю те традиции, которые они внесли в эту борьбу и которые они из нас вынесли. И свидетельствую: жива Русская Академияжив Московский Университет. Читать далее «РУССКАЯ АКАДЕМИЧЕСКАЯ ТРАДИЦИЯ»

I. Постановка вопроса

Современное человечество не уясняет себе значение того, что происходит в советской России: оно не понимает ни возникновения большевизма, ни его сущности, ни его намерений, ни его опасности. Задача русской эмиграции состоит прежде всего в том, чтобы уяснить себе мировое значение русских событий и затем — разъяснить его всем народам. Читать далее «I. Постановка вопроса»

II. БОЛЬШЕВИЗМ КАК СОСТОЯНИЕ ДУШИ И БЫТОВОЕ ЯВЛЕНИЕ

Большевизм есть не только политический и хозяйственный строй, т. е. диктатура партии, водворяющей социализм посредством принуждения и страха. Всякий строй, и республиканский и монархический, социалистический и частно-хозяйственный — зарождается и созревает в человеческой душе; в строении и настроении человеческих душ его главная опора. Пока одни люди умеют приказывать, а другие готовы повиноваться — строй будет существовать; и разрушить его будет невозможно. Для того, чтобы он пал — в одних душах должна разложиться воля к власти, а в других должен сложиться отказ от повиновенияотказ во что бы то ни стало. Искусство править есть искусство организовывать и повелевать: и еще — искусство не допускать подчиненных до отказа от повиновения. Читать далее «II. БОЛЬШЕВИЗМ КАК СОСТОЯНИЕ ДУШИ И БЫТОВОЕ ЯВЛЕНИЕ»

III. ПОЛИТИЧЕСКАЯ СУЩНОСТЬ БОЛЬШЕВИЗМА

Однако было бы совершенно ошибочно сводить большевизм к карьеризму, авантюризму, продажности, хулиганству и преступности. Большевизм есть по существу своему движение политическое и притом революционное. Читать далее «III. ПОЛИТИЧЕСКАЯ СУЩНОСТЬ БОЛЬШЕВИЗМА»

IV. Коммунизм

Но для современного большевизма особенно характерно то обстоятельство, что он выступает под флагом коммунистической доктрины. Именно этим объясняется его стремление подавить человеческую личность, обесправить ее и лишить ее всякой хозяйственной самостоятельности. «Идея» коммунизма состоит: 1. в том, чтобы погасить личную инициативу в хозяйстве и заменить ее организационным распоряжениемидущим из центра; 2. в том, чтобы погасить в душах личную заинтересованность в труде и его продуктивности и заменить ее революционным пафосом принудительного сотрудничества; и наконец, 3. в том, чтобы заменить буржуазную свободу неравных людей — равенством бесправных наймитов. Читать далее «IV. Коммунизм»

V. БОЛЬШЕВИЗМ КАК ДУХОВНОЕ РАЗЛОЖЕНИЕ

Однако яд современного большевизма действует и в более глубокой сфере души. Он есть явление духовной культуры — и притом явление разложения и гибели.

Современный большевизм отличается от сходных явлений истории тем, что он вырастает из сознательного воинствующего материализма. Он есть не просто душевное состояние, он есть не только политический строй Он есть прежде всего доктрина, теория, учение и, далее, соответствующая этой доктрине фанатическая одержимость Доктрина эта состоит в отрицании всего, что нематериально и нетелесно, человеческой души, с се свободой и бессмертием, человеческой духовности и вырастающей из нее внутренней и внешней культуры, высшего смысла, присущего человеку и миру, Божества, веры, религии и церкви. Кроме материи, тела и телесных потребностей (якобы) ничего нет. Читать далее «V. БОЛЬШЕВИЗМ КАК ДУХОВНОЕ РАЗЛОЖЕНИЕ»

VI. КАК БОРОТЬСЯ С ЯДОМ БОЛЬШЕВИЗМА

Первое и основное: нельзя бороться с закрытыми глазами, или в сонном состоянии, или нося в самом себе смуту и разложение. Необходимо духовно проснуться, открыть глаза, напрячь всю свою зоркость и продумать, прочувствовать кровью сердца, прострадать скорбью и отвращением — до конца — сущность современного большевизма-коммунизма. Затем надо залечить в русском зарубежье все те личные и общественные щели, в которые большевики вливают свой яд. И одновременно — найти те огненные слова и доказательства, которые смогут открыть глаза иностранцам на их каверны и на вливающийся в них яд большевизма. Читать далее «VI. КАК БОРОТЬСЯ С ЯДОМ БОЛЬШЕВИЗМА»

МУЧЕНИЧЕСТВО РУССКОЙ ЦЕРКВИ И ЕГО ЗНАЧЕНИЕ ДЛЯ ХРИСТИАНСКИХ ЦЕРКВЕЙ ДРУГИХ СТРАН

Приняв любезное приглашение председателя «Помощи русским братьям», считаю своим долгом поведать вам о мировом значении мученичества Русской Православной Церкви. Конечно, мы далеки от намерений поучать другие христианские церкви или давать им советы. Упаси нас Боже от подобного самомнения и от подобных притязаний! Мы, кого вот уже 18 лет подвергают тяжелейшим испытаниям и опасностям, кто с неколебимой верой, а порою и с отчаяньем, борется до конца из последних сил, — мы испили чашу смирения до дна и научились искать и находить силу и источник этой силы: она — только в Боге. Теперь мы доподлинно знаем, что означает «блаженны нищие духом» (Мф. 5.3) (Библия. Перев. Мартина Лютера. Терция, изданная Немецким Еванг. Церковным союзом. 1929.), т. е. те, кто с явным смирением признает свою малость. Читать далее «МУЧЕНИЧЕСТВО РУССКОЙ ЦЕРКВИ И ЕГО ЗНАЧЕНИЕ ДЛЯ ХРИСТИАНСКИХ ЦЕРКВЕЙ ДРУГИХ СТРАН»