Час второй

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (Пока оценок нет)
Загрузка...

3

Еще один шаг, и мы поймем морально-общественное крушение социализма.

Целый ряд европейских поколений вырос на некоторых вредных и несостоятельных предрассудках, которые и лежат в основе социализма:

I.    Будто люди равны от природы

и

II.    Будто справедливость требует равенства и всеобщего уравнения.

Социализм и обещает людям равенство, уверяя их, что водворение равенства равносильно торжеству справедливости. Но на самом деле люди от природы неравны ни по полу, ни по возрасту, ни но физической силе, они не равны ни умом, ни волею, ни воображением, ни памятью, ни страстью, ни талантом, ни гениальностью. А справедливость требует, чтобы эти неравенства принимались в расчет — и чтобы с неодинаковыми людьми и обхождение было неодинаковое.Поэтому бывают справедливые привилегии: женщины не отбывают воинской повинности, беременные женщины пользуются особой охраной, инвалиды войны не становятся в очередь, только волевым людям поручается командование армией, ученые и поэты пользуются особым покровительством государства, при прогрессивном налоге — бедному облегчение. Но бывают и несправедливые привилегии: например, феодальное право барона на первую брачную ночь своей крестьянки: крепостное право, с его пережитками, вообще; безнаказанность богатого по суду при системе взяточничества и т. д.

Итак, ясно, люди совсем не равны от природы, и справедливость требует не всеобщего уравнения, а только уравнения одинакового; она требует предметного и жизненно-творческого неравенства. Дело совсем не в повальном уравнении людей, а в устранении несправедливых и вредных неравенств и в установлении новыхсправедливых и жизненно-полезных привилегии.

Что же происходит в социализме?

Кабинетные социалисты уверяют всех, что люди равны от природы; и на этом строят всю свою доктрину -всех лишить имущества, всех превратить в неимущих пролетариев, всех сделать зависимыми наемниками, всех уравнять во всех правах и т. д.

Практически социалисты очень скоро убеждаются в том, что люди от природы таки вовсе не равны. И тогда они, вместо того, чтобы пересмотреть все свое заблуждение, — начинают искусственно и насильственно уравнивать людей, не желая считаться с их явным неравенством, то закрывая себе глаза на него, то приводя к одному знаменателю: женщин в армию, школьников в педагогические советы, слабых на черную работу, необразованных в руководители, ученых на лесозаготовки, бездарных болтунов в поэты, поэтов на канцелярскую работу.

Но уравнять людей нельзя вверх. нельзя сделать всех людей здоровыми, красивыми, умными, талантливыми, образованными, богатыми. Уравнять можно только вниз, отнимая, лишая, свергая, уродуя, запрещая и убивая. И вот в этом-то и состоит судьба социализма и его крушение: во имя ложно понятой справедливости все снижается: все становятся — одинаково нищими, одинаково плохо одетыми, одинаково ютящимися в каморках, одинаково больными, голодными, истощенными, малообразованными.

Социализм ведет к падению качества в жизни, к снижению уровня, к сокращению потребления, к вырабатыванию плохого продукта, к дурному упрощению и огрублению культуры: отчасти потому, что все утрачивают личный интерес к преуспеянию, подъему, усовершенствованию; отчасти же вследствие принудительного всеуравнения.

Однако и на этом дело остановиться не может; государство — даже самое элементарное и произвольное — невозможно вне ранга: непременно сложится слой ведущий и ведомое большинство; и ведущий слой непременно получит известные преимущества в правах. Естественно, чтобы в этот ведущий слой собирались люди ума, образования, порядочности, воли, люди стойкого патриотизма и здорового правосознания. И очень важно, чтобы они не присваивали себе несправедливых привилегий. Обычно бывает при этом так, что каждый режим отбирает себе правящий слой, разделяющий его основную идею и программу.

И вот, естественно и неизбежно, что социализм тоже отбирает себе людей, разделяющих его основную идею и программу: и в этом его судьба. Социализму нужны люди — проникнутые классовой завистью и ненавистью материалисты, лишенные Бога, отрицающие дух, презирающие совесть и право; люди, способные уверовать в спасение посредством всеобщей нищеты и абсолютной зависимости; люди, готовые давить несогласных голодом и террором; люди, прилепившиеся к противоестественной программе и вдохновившиеся идеею всеобщей растраты сил. Социализм вынужден создавать из них свой ведущий и правящий слой; он не может иначе.

Он должен далее защитить этот слой, обеспечить его и, конечно, обуздать его — ибо этот слой по самой идее своей — презирает совесть, право и патриотизм.

Вот один из главных корней кризиса, вот почему социализм нежизнеспособен.

Самая идея его делает ставку не на лучших, а на худших; самая программа его отбирает такую элиту, которая неизбежно провалит всякую программу и всякую государственную форму. И из этих людей — социализм создает новую партийную касту, новое привилегированное сословие; ради них и для них он устанавливает новый строй, суровый и последовательный; новую систему привилегий, новую аристократию социализма, которая, сама находясь в абсолютной зависимости, — всегда будет беспредельно одушевлена карьеризмом и раболепием.

И все это неизбежно и последовательно: все это вытекает из самой идеи материалистического социализма.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *