I. Постановка вопроса

Современное человечество не уясняет себе значение того, что происходит в советской России: оно не понимает ни возникновения большевизма, ни его сущности, ни его намерений, ни его опасности. Задача русской эмиграции состоит прежде всего в том, чтобы уяснить себе мировое значение русских событий и затем — разъяснить его всем народам. Читать далее «I. Постановка вопроса»

II. БОЛЬШЕВИЗМ КАК СОСТОЯНИЕ ДУШИ И БЫТОВОЕ ЯВЛЕНИЕ

Большевизм есть не только политический и хозяйственный строй, т. е. диктатура партии, водворяющей социализм посредством принуждения и страха. Всякий строй, и республиканский и монархический, социалистический и частно-хозяйственный — зарождается и созревает в человеческой душе; в строении и настроении человеческих душ его главная опора. Пока одни люди умеют приказывать, а другие готовы повиноваться — строй будет существовать; и разрушить его будет невозможно. Для того, чтобы он пал — в одних душах должна разложиться воля к власти, а в других должен сложиться отказ от повиновенияотказ во что бы то ни стало. Искусство править есть искусство организовывать и повелевать: и еще — искусство не допускать подчиненных до отказа от повиновения. Читать далее «II. БОЛЬШЕВИЗМ КАК СОСТОЯНИЕ ДУШИ И БЫТОВОЕ ЯВЛЕНИЕ»

III. ПОЛИТИЧЕСКАЯ СУЩНОСТЬ БОЛЬШЕВИЗМА

Однако было бы совершенно ошибочно сводить большевизм к карьеризму, авантюризму, продажности, хулиганству и преступности. Большевизм есть по существу своему движение политическое и притом революционное. Читать далее «III. ПОЛИТИЧЕСКАЯ СУЩНОСТЬ БОЛЬШЕВИЗМА»

IV. Коммунизм

Но для современного большевизма особенно характерно то обстоятельство, что он выступает под флагом коммунистической доктрины. Именно этим объясняется его стремление подавить человеческую личность, обесправить ее и лишить ее всякой хозяйственной самостоятельности. «Идея» коммунизма состоит: 1. в том, чтобы погасить личную инициативу в хозяйстве и заменить ее организационным распоряжениемидущим из центра; 2. в том, чтобы погасить в душах личную заинтересованность в труде и его продуктивности и заменить ее революционным пафосом принудительного сотрудничества; и наконец, 3. в том, чтобы заменить буржуазную свободу неравных людей — равенством бесправных наймитов. Читать далее «IV. Коммунизм»

V. БОЛЬШЕВИЗМ КАК ДУХОВНОЕ РАЗЛОЖЕНИЕ

Однако яд современного большевизма действует и в более глубокой сфере души. Он есть явление духовной культуры — и притом явление разложения и гибели.

Современный большевизм отличается от сходных явлений истории тем, что он вырастает из сознательного воинствующего материализма. Он есть не просто душевное состояние, он есть не только политический строй Он есть прежде всего доктрина, теория, учение и, далее, соответствующая этой доктрине фанатическая одержимость Доктрина эта состоит в отрицании всего, что нематериально и нетелесно, человеческой души, с се свободой и бессмертием, человеческой духовности и вырастающей из нее внутренней и внешней культуры, высшего смысла, присущего человеку и миру, Божества, веры, религии и церкви. Кроме материи, тела и телесных потребностей (якобы) ничего нет. Читать далее «V. БОЛЬШЕВИЗМ КАК ДУХОВНОЕ РАЗЛОЖЕНИЕ»

VI. КАК БОРОТЬСЯ С ЯДОМ БОЛЬШЕВИЗМА

Первое и основное: нельзя бороться с закрытыми глазами, или в сонном состоянии, или нося в самом себе смуту и разложение. Необходимо духовно проснуться, открыть глаза, напрячь всю свою зоркость и продумать, прочувствовать кровью сердца, прострадать скорбью и отвращением — до конца — сущность современного большевизма-коммунизма. Затем надо залечить в русском зарубежье все те личные и общественные щели, в которые большевики вливают свой яд. И одновременно — найти те огненные слова и доказательства, которые смогут открыть глаза иностранцам на их каверны и на вливающийся в них яд большевизма. Читать далее «VI. КАК БОРОТЬСЯ С ЯДОМ БОЛЬШЕВИЗМА»