ИДЕЙНЫЙ ОПОЛЗЕНЬ

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (Пока оценок нет)
Загрузка...

(О «евразийцах»)

I

По-видимому, пришло время высказать о них все до конца, без всяких умолчаний и попущений, приложить к их писаниям ту меру умственной, нравственной и политической критики, на которой воспитывалось наше дореволюционное поколение и которую мы восстановим в России после революции.

Они имели и время и место для того, чтобы высказаться и обнаружить свое идейное лицо: они подвизаются уже пять лет; ими выпущено пять книг и три брошюры, всего свыше 1500 печатных страниц. И ныне, после выхода их последних произведений, старшее поколение ученых и мыслителей обязано высказаться об их писаниях по существу.

Я говорю о той группе публицистов-агитаторов, которая выступает под присвоенной ими самим кличкою «евразийцев»1.

Поясню с самого начала. Среди людей, склонных прилагать к себе эту уродливую кличку, я строго различаю три концентрические группы. Во-первых, вожаки-агитаторы; их трое: г. П. Савицкий, г. Н. Трубецкой и г. П. Сувчинский. Во-вторых, взвинченные ими и поддавшиеся им (может быть, временно?) начинающие публицисты: г. Флоровский, г. В. Н. Ильин и г. Я. Садовский. И в-третьих, неопределенный кадр патриотической зарубежной молодежи, — молодая аудитория, сочувствующая «всему высокому и прекрасному» и не разглядевшая еще характер преподносимых ей идей. Это — среда и объект «евразийской» агитации.

Серьезных ученых, считавших доселе возможным печатать свои статьи в их сборниках, как-то: А. В. Карташева, Н. С. Арсеньева, Э. Сеземана, Г. В. Вернадского, П. М. Бицилли и М. В. Шахматова, я здесь совсем не имею в виду. Их статьи имеют объективный, ответственный, религиозно-патриотический характер и могли бы появиться в любом русском национальном журнале.

Точно так же все, что я считаю необходимым высказать в дальнейшем, совсем не относится и к широким кадрам «сочувствующей» молодежи. Это не они выдумали «евразийские идеи» и не они несут за них ответственность. Но им необходима осторожность и вдумчивость для того, чтобы увидеть, какие плоды произрастают в соблазнившем их древе, и понять, какое толкование дают их чувствам господа «евразийцы»; и потом им необходимо еще гражданское мужество для того, чтобы признать свою ошибку и не соскользнуть по ней туда, откуда духовного возврата нет.

Итак, я говорю здесь только об изобретателях «евразийства» и их литературных единомышленниках. Но на них ответственность ложится в полную меру.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *