III. БОРЬБА С МАСОНАМИ

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (Пока оценок нет)
Загрузка...

В прошлый раз я коснулся вопроса о борьбе фашистов с масонами в Италии и обещал вам пролить некоторый свет на происхождение той ненависти к Муссолини, которая живет в масонских сердцах.

Поистине это столкновение двух противоположных стихий, двух политических воззрений, двух различных способов организовываться и захватывать в свои руки власть. Я, по крайней мере, не вижу возможности, чтобы эти две стихии примирились или ужились друг с другом в Италии. Во всяком случае история их отношений доселе — говорит против такой вероятности.

В чем же эта история?

Говоря о масонстве вообще, надо помнить, что масонство не есть политическая партия и что оно даже неохотно признается в своих занятиях политикой. Нормально говоря, политическая партия есть союз явный, гласный и открытый; и даже ведя временно нелегальное существование, всякая партия желает выступить открыто, опубликовать свою программу и открыто бороться за власть. Масоны же работают втайне; они не открывают другим своих целей и своей программы; и открыто за власть не борются.

В теории они составляют тайный орден, разрабатывающий некую более или менее гуманную «духовную» «идеологию»: они «созерцают истину», «упражняются в добродетели» и лелеют «идеалы красоты». Все это — для детей. Для взрослых же это есть тайное международное общество для всяческой жизненно-бытовой взаимопомощи. Масон — масону «брат», «брат» — «брату» содействует в устроении его земных дел, отдавая, конечно, не все свое достояние, но избытки своего «влияния», своих «связей» и своих «услуг». Многого на этом пути нельзя получить, но ведь жизненный успех нередко слагается из множества отдельных «немножечков». Одолженный же, предполагается, так и будет чувствовать себя одолженным и в эту меру зависимым; и, соответственно, он сделается внимателен и для некоторых прямых «указаний», и для неуловимых «инструкций», исходящих из незримого центра организации.

Масонство не партия; но оно и не сверхпартийно в смысле патриотической государственности. Оно само проникает во все партии и включает в себя людей самых противоположных партий, —- от монархистов до коммунистов включительно. В этом его «высшая терпимость»; но в этом и его тайная сила: ибо вкрапленные повсюду, масоны вносят с собою струи государственного интернационального сговора, коими они пропитывают свою деятельность, незаметно сдвигая все, в одну, желательную им сторону. И это получает особенное значение в виду того, что среди отдельных «отраслей» масонской «взаимопомощи» оказывается и политика, — и политическое финансирование и политическое голосование…

В масоны может попасть и сильный человек, особенно в таких странах, как Франция, Швейцария и, пожалуй, Италия, где масонство довольно широко распространено и где почти отсутствует «крайняя правая», имеющая обыкновение поносить вслух всяческое масонство. Но ужиться сильному человеку в масонстве — всегда трудно: ибо у сильного всегда имеются самостоятельные, внутренние источники для решений и поступков, индивидуальные, «дикие», идущие вразрез со всеми этими шорохами, шепотами и неуловимыми веяниями закулисных соглашений и незримых центров. Того и гляди — встанет, встряхнется, пойдет и передавит масонскую посуду; а масоны этого терпеть не могут…

Вот это и случилось с Муссолини. Мне не удалось узнать, в какие именно годы он принадлежал к ложам левого течения. Но когда разрыв его с масонством состоялся, то масоны опубликовали и его фамилию, и фамилию Фариначчи как бывших своих сочленов, в прошлом весьма «одолженных» в порядке политической поддержки.

Этот разрыв наметился давно: еще с самого начала войны. Известно, что в то время итальянское масонство левого течения высказывалось определенно против вмешательства в войну и заняло позицию строгого нейтралитета, резко разойдясь в этом с французскими ложами «Великого Востока». Известно также, что в то время социалист-интернационалист Муссолини пережил некий глубокий душевный кризис (в дальнейшем я попытаюсь осветить вам весь его жизненный путь) и что он повел бурную и успешную кампанию за вмешательство (intervento). Тогда это закончилось исключением его из социалистической партии на заседании миланской секции, выходом его из редакции газеты «Avanti», основанием новой патриотической газеты «Popolo dTtalia» и социалистическою клеветою, обвинявшею его в продажности. «Посуда» была опрокинута и разбросана, но еще не побита и не передавлена.

Продолжение и завершение состоялось уже после войны. Началось «красное трехлетие» (trentio rosso) — 1919, 1920 и 1921 годы. Италия кипела послевоенным разложением: демобилизация, безработица, бестоварье и безвольная растерянность власти. Дело открыто шло — или к попыткам коммунистического переворота, или, в лучшем случае, к гражданской войне. В это время, когда зарождались и складывались фашистские организации, необходима была и материальная, и организационная поддержка; и итальянское масонство, бессильное само создать «добровольческую армию», но располагающее, по своим связям в буржуазном мире, известными средствами, сочло необходимым и правильным помочь созданию спасительного противовеса, могущего не допустить к власти коммунистов.

Остальное в общих чертах вам известно: фашизм вырос и взял власть, а когда отодвинутое масонство начало борьбу, фашизм ответил искореняющими мерами.

Один из старых и верных друзей Муссолини печатно выражается об этом так: «Было бы несколько трудно утверждать, что масонство в течение долгого ряда лет не поддерживало дела и борьбы Муссолини»…

Язык цифр договорит остальное. В 1919 году итальянские масоны обоих течений насчитывали в своих рядах около 32 000 членов; фашистов же было 40 человек. К концу 1925 года фашисты насчитывают в своих рядах около 1 000 000 членов (а могли бы, если бы захотели, иметь около четырех миллионов); а масоны исчисляют свои силы десятками распущенных и ликвидированных лож…

Не ждите от меня «моральной оценки» и «негодования». Для того, чтобы обратить громы осуждения на «неблагодарных фашистов», я должен был бы знать, обязался ли Муссолини 1. слушаться масонов «по гроб жизни» и 2. по-братски разделить с ними грядущую власть; и, далее, если обязался, то не было ли со стороны масонов совершено каких-либо поступков, которые нарушали бы этот предположительный договор. Может быть, история однажды и выяснит это.

Впрочем, политика имеет и свое, особое мерило: спасительны или гибельны для Италии возвышения фашистов и диктатура Муссолини? И может быть, было бы умнее и глубже судить о государственном человеке не по размеру тех политических компромиссов, через которые он перешагнул на своем пути, а по искренности его патриотизма, по силе его воли, по зоркости его политического взгляда и, главное, по национально-государственным последствиям его правления…

Во всяком случае перед нами столкновение двух стихий: фашистской, подобной огню; и масонской, подобной воде.

Фашизм есть стихия национального каления, патриотической страсти и исключительности; он горит, шумит, бурно распространяется и зажигает огни на национальных алтарях. Он, как лава Везувия, вытекает за пределы, многое сожигает и во время извержения не блюдет граней и форм.

Масонство есть стихия интернационального разлива; оно распространяется незаметно, беззвучно, потихоньку пропитывая души и приучая их иметь ориентацию на некий не-национально-патриотический центр. Оно блюдет конституционные формы и демократически-парламентарные видимости; ибо эти формы гораздо удобнее для его тихого и незаметного разлива…

Но напрасно было бы думать, что фашизм «аристократичен», а масонство «демократично»… Нет, оба течения, организуясь каждое по своему, стремятся создать свою, особую, новую «элиту», новый отбор, как бы слой людей, своих людей, и поставить их к власти.

Могли ли эти стихии не столкнуться в Италии в процессе борьбы за власть? Когда долго выдерживавшаяся в погребах масонская «элита» вдруг увидела себя отодвинутою властью, регистрируемою, публично относимою к проявлениям «морального сифилиса» и потом распускаемою и вынуждаемою к бегству под страхом «конфискации имущества у эмигрантов»?..

Не правда ли, исторически поучительная страница?

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *