ПРОБЛЕМА СОВРЕМЕННОГО ПРАВОСОЗНАНИЯ

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (Пока оценок нет)
Загрузка...

I

Историческая эпоха, ныне переживаемая народами, должна быть осмыслена как эпоха великого духовного разоблачения и пересмотра.

Всё продолжающаяся мировая война и революционное брожение, потрясающие всю жизнь народов до самого корня, являются по существу своему явлениями стихийными; и потому они только и могут иметь стихийные основания и причины. Но всюду, где вспыхивает стихия и где она, раз загоревшись, овладевает делами и судьбами людей, всюду, где люди оказываются бессильными перед ее слепым и сокрушающим порывом, — всюду вскрывается несовершенство, или незрелость, или вырождение духовной культуры человека: ибо дело этой культуры состоит именно в том, чтобы подчинить всякую стихию своему закону, своему развитию, своей цели.

Стихийное бедствие обнаруживает всегда поражение, ограниченность и неудачу духа, ибо творческое преобразование стихии остается всегда его высшим заданием; и ее победа являет всегда его неудачу и его поражение. Но как бы ни было велико это бедствие, как бы ни были подавляющи вызванные им страдания, дух человека должен принять свою неудачу и в самой остроте страдания усмотреть призыв к возрождению и обновлению. Это и значит осмыслить стрясшуюся беду как духовное разоблачение и духовный кризис.

Стихия, ныне вовлекшая человечество в злосчастную войну и влекущая его далее по путям духовного, политического и хозяйственного разложения есть стихия неустроенной и ожесточившейся человеческой души.

Как бы ни было велико значение материального фактора в истории, с какою бы силою потребности тела ни приковывали к себе интерес и внимание человеческой души — дух человека никогда не превращается и не превратится в пассивную, недействующую среду, покорную материальным влияниям и телесным зовам. Его призвание — власть над материей; ею задача — подчинить ее и организовать ее служение духовным целям. Слепое, бессознательное повиновение ее умаляет его достоинство; ибо назначение его в том, чтобы быть творческою причиною, творящею свою жизнь по высшим целям, а не пассивным медиумом стихийных процессов в материи. Всякое воздействие, вступающее в душу человека, перестает быть мертвым грузом внешней причинности и становится живым побуждением, влечением, мотивом, подверженным духовному преобразованию и разумному руководству. И, поскольку дух человека не руководит жизнью этих влечений, а подчиняется им, постольку обнаруживается его незрелость; постольку перед ним раскрываются новые задания и возможность новых достижений.

Но для того, чтобы достигнуть этой власти и использовать ее во всей ее миропреобразующей силе, дух человека должен овладеть своею собственною стихиею, — стихиею неразумной и полуразумной души. Невозможно устроить мир материи и жизнь на земле, не устроив мир души; ибо душа есть необходимое творческое орудие мироустроения. Душа, покорная хаосу, бессильна создать космос во внешнем мире, — в природе и в общественности. Грубая и своевольная, жадная и упрямая, с порочными и разнузданными страстями, она бессильна создать технику и организовать хозяйство, тем более не способна она строить здоровую государственность и творить духовную культуру. Духовно разлагающаяся душа не созидает и не властвует; она рабствует своим страстям и через них беспомоществует перед лицом материи.

Ныне, на наших глазах, новый мир повторяет путь древнего страдания; новый опыт дает старые выводы. Эти выводы снова научают нас тому, что человек отличается от животного духовным самообладанием; что самопознание и самовоспитание человеческого духа должно лежать в основе всей жизни, дабы она не сделалась жертвою хаоса и гибели. Они научают нас тому, что духовное разложение человеческой души делает невозможным общественное устроениеа разложение общественной организации ведет жизнь народов к позору и гибели. Сквозь все страдания мятущегося человечества восстает и загорается древняя истина, зовущая людей к новому пониманию, признанию и осуществлению: жизнь человека расцветает и оправдывается только тогдаесли душа его живет из единогодуховно-предметного центра, — движимая подлинною любовью к духовному предмету. Эта любовь и рожденная ею воля лежат в основе всей осуществляющейся духовной жизни человека и вне ее душа блуждает, слепнет и падает. Вне ее знание превращается в ворох неосмысленных, распыленных сведений; искусство вырождается в крикливую и пошлую видимость; религия превращается в нечистое самоопьянение; добродетель заменяется лицемерием и притворством; право и государство становятся орудием зла. Когда в душах людей иссякает любовь к божественному — тогда мелеет и вырождается вся духовная культура, тогда искажается облик человека, отравляется злобою его воля, расшатываются общественные связи и жизнь народов становится уделом хаоса, унижения и мора.

Войны и революции наших дней свидетельствуют с очевидностью о том, что духовная жизнь современного человечества слагалась неверно, что все стороны ее находятся в состоянии глубокого и тяжелого кризиса. Человечество заблудилось в своих духовных путях, оно утратило живоецельное и искреннее отношение к высшим предметам и целям жизни; оно религиозно оскудело и растерялось. И вследствие этою в нем расшатались воспитывавшиеся в нем веками глубокие основы миросозерцания и характера. Жизнь личная и общественная замутилась потому, что глубокие, страстные силы человека отвратились от подлинных духовных предметов и прилепились к таким предметам и целям, служение которым расшатывает все строение духа и ослабляет его зиждущую силу.

А между тем духовное творчество требует от человека особого внутреннего и внешнего уклада, особого подхода, особой душевной организованности, волевой сосредоточенности и умственной направленности. Духовно живущая душа имеет особый творческий ритм жизни, — и в науке, и в искусстве, и в нравственности, и в политике. Восстановить этот ритм, исследовать его, оправдать и возродить его составляет великую очередную задачу наших дней. И, прежде всего, если задача организовать мирное и справедливое, творческое сожительство людей на земле есть задача права и государства, то мы должны, пережив то, что нам ниспослано, начать наш духовный пересмотр с того способа жить правом и подходит к государству, который усвоен современным человечеством.

Современное правосознание должно быть поставлено в фокус научного внимания, анализа и диагноза.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *