ДИАЛЕКТИКА

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (1 оценок, среднее: 5,00 из 5)
Загрузка...

(греч. dialego-mai — веду беседу, рассуждаю) — наука о наиболее общих законах развития природы, общества и мышления, теория и метод познания явлений действительности в их развитии, самодвижении, вызываемом внутренними противоречиями; «учение о всестороннем и полном противоречий историческом развитии» (Ленин).

ДИАЛЕКТИКА (греч. dialego-mai — веду беседу, рассуждаю) — наука о наиболее общих законах развития природы, общества и мышления, теория и метод познания явлений действительности в их развитии, самодвижении, вызываемом внутренними противоречиями; «учение о всестороннем и полном противоречий историческом развитии» (Ленин). В таком значении термин «Д.» употребляется в марксистской философии. Первоначально же он означал спор, столкновение противоположных мнений, в результате к-рого возникает истина. Научный диалектический взгляд на действительность возник не сразу, его подготовило длительное развитие человеческого познания. Вначале Д. существовала в виде наивного, основанного на внешнем наблюдении представления о том, что все в мире постоянно изменяется, обновляется, происходит круговорот веществ в природе, вещи возникают, исчезают, превращаются в свою противоположность (Античная философия). Древние видели лишь общую картину бесконечного изменения явлении, они не могли раскрыть закономерности этого изменения, понять, как конкретно протекает оно в различных явлениях. В период господства противоположного Д. метафизического метода (15—18 вв.) отдельные элементы Д. встречаются в воззрениях крупнейших философов: Декарта (идея происхождения миров из первоначальных элементов), Спинозы (диалектический подход к проблеме свободы и необходимости), Дидро (догадки об эволюции живых существ) и т. д. Следующий этап в развитии Д. связан с именами немецких философов-идеали-стов 18—19 вв., внесших значительный вклад в понимание сложности, противоречивости процесса мышления. Большую роль здесь сыграло учение Канта об антиномиях разума (Антиномия). Гегель первый представил мнр как процесс всеобщего поступательного движения, развития от низших ступеней к высшим, движущей силой и источником к-рого являются противоречия, присущие всем явлениям и составляющие жизненную силу всего существующего. Он сформулировал основные законы этого развития, создал систему категорий Д., оказавшую существенное влияние на последующую философскую мысль. Однако Д. была развита Гегелем на ложной, идеалистической основе. По его мнению, движение, развитие существует в мире только потому, что всем управляет некое сверхприродное сознание, мировой разум, к-рый мыслит, создает понятия, познает через их движение самого себя и порождает в процессе этого движения природу и общество. Всякое развитие прекращается, как только мировой разум через систему Гегеля постигает все свое внутреннее богатство. Идеализм обусловил известную консервативность гегелевской Д., искусственные натяжки при попытках подвести реальные процессы под схему развития понятий. Передовые русские мыслители 40—60 гг. 19 в. (Герцен, Белинский. Чернышевский) использовали Д. для объяснения развития природы и общества, для обоснования революционной борьбы против самодержавия и крепостного права. Однако они не смогли осуществить материалистическую переработку Д., т. к. не преодолели идеализма в объяснении общественных явлений. Подлинно научную, материалистическую Д. создали Маркс и Энгельс, используя наиболее ценное в Д. Гегеля и опираясь на достижения науки своего времени. Для марксистской Д. характерна объективность рассмотрения явлс-иий, понимание их такими, каковы они есть сами по себе. Как показывает весь опыт познания и практической деятельности людей, в мире существует теснейшая, неразрывная связь всех явлений, всех сторон каждого явления, «связь, дающая единый, закономерный мировой процесс движения» (Ленин). Сущность диалектического понимания движения, развития явлений, его отличие от метафизики выражают законы Д. Основные из них: 1) закон единства и борьбы противоположностей, раскрывающий внутренние импульсы, причину развития и являющийся сутью, ядром Д.; 2) закон перехода количественных изменений в качественные и обратно, характеризующий развитие не как чисто внешнее изменение предметов, а как изменение коренное, затрагивающее их внутренние свойства; 3) закон отрицания отрицания, согласно к-рому развитие носит поступательный характер, идет от простого к сложному, от низшего к высшему. Основные законы дополняются и конкретизируются закономерностями, выраженными в категориях Д. и раскрывающими связь сущности и явления, необходимости и случайности, возможности и действительности, причины и следствия и т. д. Законы Д.— это законы развития не только материального мира, но и человеческого познания. Для того чтобы человек мог познавать явления материального мира со всеми их связями, отношениями, взаимопереходами, противоречиями, его сознание, возникающие в его голове понятия должны быть столь же гибкими, подвижными, противоречивыми. Д. поэтому является одновременно и теорией познания, и диалектической Логикой. Д.— основа не только познания, но и успешной практической деятельности людей по преобразованию мира, она показывает исторически преходящий характер всех форм общественной жизни, требует не сглаживания коренных общественных противоречий, а их разрешения революционными методами. По своему существу она критична и революционна. «Для диалектической философии нет ничего раз навсегда установленного, безусловного, святого. На всем и во всем видит она печать неизбежного падения, и ничто не может устоять перед ней, кроме непрерывного процесса возникновения и уничтожения, бесконечного восхождения от низшего к высшему» (Энгельс). Диалектика внушает буржуазии и ее апологетам страх, т. к. обосновывает неизбежную гибель мира частной собственности и капиталистической эксплуатации. Поэтому буржуазные идеологи стремятся опровергнуть Д. Но эти попытки неизменно терпят крах, развитие науки и общества не только подтверждает истинность Д., но и обогащает ее содержание новыми сторонами.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *