ДИАЛЕКТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛИЗМ

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (Пока оценок нет)
Загрузка...

философия марксизма-ленинизма, органически сочетающая материалистическое решение основного вопроса философии с диалектикой, наука об общих законах развития явлений объективной реальности и процесса познания, революционный метод познания и преобразования действительности.ДИАЛЕКТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛИЗМ — философия марксизма-ленинизма, органически сочетающая материалистическое решение основного вопроса философии с диалектикой, наука об общих законах развития явлений объективной реальности и процесса познания, революционный метод познания и преобразования действительности. Д. м. возник в сер. 19 в. как составная часть марксизма. Основные его положения были разработаны Марксом и Энгельсом, творчески развиты Лениным и другими марксистами. Возникновение и дальнейшее развитие Д. м. в качестве своей предпосылки имело определенную общественную практику. К сер. 19 в. на арену общественной жизни вышел рабочий класс, на к-рый история возложила великую миссию — уничтожить вместе с капитализмом всякую эксплуатацию человека человеком. Он нуждался в философии, помогающей ему решить стоящие перед ним задачи. К диалектико-матсриалистическому мировоззрению вел и ход развития науки, в частности естествознания, в к-ром к этому времени произошли открытия, со всей силой ставящие вопрос о диалектическом характере процессов, происходящих в природе (открытие закона сохранения и превращения энергии, клеточного строения организмов, эволюционная теория Дарвина). Д. м. синтезировал все достижения философской мысли прошлого, обогатив их новым содержанием. Непосредственными философскими предшественниками Д. м. были немецкие мыслители: Гегель, сформулировавший законы диалектики на идеалистической основе, и Фейербах, развивший материалистический взгляд на явления природы, обосновавший объективное существование внешнего мира, первичность материи и вторичность сознания. Центральное понятие Д. м.— материя, под нею разумеется объективная реальность, «которая дана человеку в ощущениях его, которая копируется, фотографируется, отображается нашими ощущениями, существуя независимо от них» (Ленин). Сознание — это свойство высокоорганизованной материи (мозга человека), оно возникает, когда появляется общество. Сущность сознания состоит в отражении объективной реальности, в создании субъективного образа ее. Способом существования, бытия материи является движение, осуществляемое в различных формах. Материалистическая диалектика вскрыла наиболее общие законы движения природы, общества и человеческого мышления. Основными из них являются: переход количественных изменений в качественные и обратно, отрицание отрицания, единство и борьба противоположностей. В этих законах — суть диалектической концепции развития, отличающая ее от метафизики. Кроме того, существует множество законов, которые дополняют и конкретизируют основные, выражая взаимосвязь сущности и явления, содержания и формы, возможности и действительности, необходимости и случайности и т. п. (Категории). Д. м. изучает особенности человеческого познания, он признает принципиальную познаваемость вещей, существующих независимо от сознания человека, раскрывает сложный, противоречивый характер процесса познаиия. Д. м. «включает в себя то, что ныне зовут теорией познания, гносеологией, которая должна рассматривать свой предмет… исторически, изучая и обобщая происхождение и развитие познания, переход от незнания к познанию» (Ленин). Д. м. выступает против всяких форм агностицизма, отрицающего возможность объективно-истинного познания сущности предметов внешнего мира. С точки зрения Д. м. содержание наших знаний, будучи отражением объективных свойств вещей, не зависит ни от человека, ни от человечества, является объективной истиной. Однако эта истина достигается не сразу в абсолютной форме, она складывается из суммы относительных истин (Абсолютная и относительная истина). Основой познания и критерием истинности знаний выступает практическая деятельность человечества. Для развития и философии, и различных наук необходим союз Д. м. с науками о природе и обществе. В самом деле, всеобщие законы развития мира, которые изучаются Д. м., неразрывно связаны с законами отдельных областей действительности, изучаемыми конкретными пауками, проявляются в них. Поэтому так важно для философии опираться на данные наук, обобщать полученные ими результаты. В свою очередь, Д. м. дает наукам общий метод исследования, к-рый лежит в основе применяемых ими частных методов. Это позволяет им ориентироваться в сложных явлениях действительности, найти верный подход к этим явлениям, правильно использовать в научном исследовании формы мышления и его законы. Д. м. дает научное истолкование не только явлениям природы, но и явлениям общественной жизни, он включает в себя принципы диалектико-материалистического понимания развития общества. Поэтому исторический материализм составляет непосредственное продолжение и развитие Д. м. С другой стороны, чтобы вскрыть сущность и закономерности развития природы и познания, необходимо выявить их отношение к обществу, рассмотреть познание как общественно-исторический процесс, а природу — как объект человеческой деятельности. Все это возможно только на основе принципов материалистического понимания истории, принципов исторического материализма. Поэтому диалектический и исторический материализм составляет одну, единую философскую систему марксизма-ленинизма. Положения Д. м. находят свое подтверждение в развитии научного знания, в практической деятельности человека. Вместе с тем они сами служат мощным орудием теоретического познания и практического действия. Д. м. указал пролетариату, всем трудящимся выход из духовного рабства, вместе с историческим материализмом дал философское обоснование неизбежности гибели капитализма и победы нового, коммунистического общества. Д. м. решительно выступает против проявлений идеализма и метафизики в теории и практике.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *