ДУХ

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (Пока оценок нет)
Загрузка...

понятие, употребляемое в философии обычно как тождественное понятиям «идеальное», «сознание», «мышление», «разум».

ДУХ — понятие, употребляемое в философии обычно как тождественное понятиям «идеальное», «сознание», «мышление», «разум». В плане основного вопроса философии Д. (духовность) противопоставляется материи (материальности). Древнегреческие мыслители, говоря о Д., употребляют прежде всего термины «нус» (ум) и «логос». У Анаксагора нус (активное начало) является одновременно и духовной, и материальной силой. Платон и Аристотель мыслят его уже как чисто идеальную силу, формирующую (но не создающую) хаотическую материю. По Аристотелю, высшая форма Д.— ум, мыслящий сам себя, т. е. самосознающее мышление. Средневековые теологи (Ансельм, Фома Аквинский и др.) отождествляют Д. с богом («Бог есть дух»), видят в последнем существо, личность, которая творит материальный мир. В новое время философы, отстаивавшие линию субъективного идеализма, считали сущностью Д. какой-либо элемент сознания индивида. Так, согласно Юму, «дух состоит из одних только восприятий, следующих друг за другом». Те же, кто стоят на точке зрения объективного идеализма, усматривали основу Д. в мышлении, идее, оторванной от человека и человечества и наделенной самостоятельным существованием. По Гегелю, Д.— третья, и последняя (после логики и природы), ступень абсолютной идеи; он проходит три этапа развития, выступая сначала как субъективный Д. (индивидуальное сознание, изучаемое, напр., психологией), затем как Д. объективный (общество и общественное сознание— мораль, право и т. д.), наконец, как единство того и другого, т. е. абсолютный Д., принимающий форму искусства, религии и философии. Материализм всегда стремился понять Д. как свойство материи. Уже античный атомист Демокрит объясняет духовное сочетанием круглых огненных атомов. Материалисты нового времени (Спиноза, Гоббс, Гельвеций, Фейербах и др.) используют термины «Д.», «сознание», «ум» как идентичные. Правда, у каждого из них свое понимание сознания, в зависимости от того, делается ли упор на мышлении или на чувственных формах знания. Диалектико-материалистическая философия, подобно всякому материализму, рассматривает Д. (индивидуальное и общественное сознание) как производное от материальных факторов. Однако в последние она помимо природы включает и материальные общественные отношения.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *