ИНТУИЦИЯ

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (Пока оценок нет)
Загрузка...

(лат. intuitio — созерцание, видение, пристальное всматривание) — термин, означающий то же самое, что и непосредственное созерцание, знание, полученное в ходе практического и духовного освоения объекта, наглядное представление.

ИНТУИЦИЯ (лат. intuitio — созерцание, видение, пристальное всматривание) — термин, означающий то же самое, что и непосредственное созерцание, знание, полученное в ходе практического и духовного освоения объекта, наглядное представление. В различных философских учениях способность человека непосредственно и целостно познавать объект понимается неодинаково. Напр., некоторые эстетики и философы-идеалисты рассматривают И. как нечто противоположное интеллекту, к-рый якобы не способен проникать в сущность вещей. В этом случае И.— некое озарение, «высочайшее откровение», родственное религиозной вере, или же бессознательное постижение природы предметов, основанное на инстинкте. Многие мыслители, рассматривающие подобным образом И., признают существование особой мистической реальности (напр., бога), которая якобы может быть познана только с помощью этой И. В современной буржуазной философии на иррационалистическом истолковании И. строит свои теории интуитивизм. По-другому оценивают И. те философы (Локк, Декарт, Спиноза, Лейбниц и др.), которые хотя и отличают ее от дискурсивного мышления (т. е. знания опосредствованного, основанного на логическом выведении одного понятия из другого), но не противопоставляют их друг другу. Согласно взглядам рационалистов (напр., Декарта), созерцание предмета посредством органов чувств (то, что иногда называют чувственной И.) не дает нам ни достоверного, ни всеобщего знания. Такое знание достигается только с помощью рассудка и интеллектуальной И. Под последней Декарт понимает высшую форму познания, когда разуму непосредственно, без помощи рассуждения, доказательства становится ясной истинность того или иного положения, идеи (напр., если две величины равны третьей, то они равны и между собой),; Однако интуитивно-истинными Декарт считал идеи, которые носят врожденный характер (Врожденные идеи). Сенсуалист Локк, также признававший интеллектуальный характер И. (для него она состоит в непосредственном усмотрении умом соответствия или несоответствия идей между собой), говорил, что подобные идеи берутся из опыта. Но ни Декарт, ни Локк не ставили глубоко вопроса о связи интуитивного (непосредственного) и понятийного (опосредствованного) знания, Марксистская философия признает, что научное познание не сводится к одному логическому, понятийному мышлению, что в науке большую роль играет чувственная и интеллектуальная И. (восприятие, творческое воображение, способность к синтезу, оценка и т. д.). Оба вида познания тесно связаны между собой. В отличие от идеалистической диалектики Гегеля, к-рый усматривал источник этой связи в природе самого сознания, материалистическая диалектика выводит и исследует се на основе анализа материально-практической, предметной деятельности человечества. Каким бы путем ни было получено то или иное положение, его достоверность доказывается практической проверкой. Напр., истинность некоторых аксиом математики интуитивно усматривается не в силу их врожденного характера, а потому, что, миллиарды раз проверяясь на практике, они приобрели для человека «прочность предрассудка».

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *