ЛИЧНОСТЬ

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (Пока оценок нет)
Загрузка...

в широком смысле конкретная, целостная человеческая индивидуальность в единстве ее природных и социальных качеств; в белее узком, собственно философском смысле Л.— индивид как субъект социальной деятельности, свойства к-рого детерминированы конкретно-историческими условиями жизни общества.

ЛИЧНОСТЬ — в широком смысле конкретная, целостная человеческая индивидуальность в единстве ее природных и социальных качеств; в белее узком, собственно философском смысле Л.— индивид как субъект социальной деятельности, свойства к-рого детерминированы конкретно-историческими условиями жизни общества. Изучение природных истоков индивидуальности, сложной взаимосвязи социального с природным — одна из главных задач психологии (напр., генетической). Трактовка Л. как социального явления, а ее сущности как совокупности общественных отношений позволяет глубже понять ее историчность и субъективность. В истории философии проблема Л. всегда была предметом острой идейной борьбы. Философы-идеалисты обычно склонны недооценивать зависимость Л. от социальных условий, рассматривая ее как чистое самосознание или как абстрактное духовное существо, наделенное активностью. Метафизический материализм, напротив, видит в Л. относительно пассивный продукт внешних воздействий. Исторический материализм снимает абстрактное противопоставление материального и идеального, объективного и субъективного, социального и индивидуального в Л. Исследование взаимоотношений общества и личности, включая и историю самого понятия «Л.», показывает, что обособление индивида в рамках общины и становление Л. как субъекта общественной деятельности есть исторический процесс, тесно связанный с развитием общественного разделения труда. При этом разные общественно-экономические формации и разные классы порождают разные типы Л. с характерной для каждого из них системой мотивов ценностей и т. п. В капиталистическом обществе индивидуально-личностное начало развито крайне неравномерно. С одной стороны, происходит сведение Л. к какой-либо частичной социальной функции (Отчуждение). С другой стороны, буржуазный индивидуализм абсолютизирует принцип индивидуальности, противопоставляет ее коллективу и обществу. Эти две тенденции взаимно подкрепляются и порождают друг друга. Всестороннее развитие Л. возможно только в коммунистическом обществе, в к-ром «свободное развитие каждого является условием свободного развития всех» (Маркс и Энгельс). При изучении индивидуально – психологических свойств Л. важно иметь в виду, что мотивы Л., ее главные ценностные ориентиры и самосознание производны от структуры ее деятельности и соотносятся с системой социальных ролей, которые всегда и везде зависят от конкретных форм разделения труда и социальной структуры общества. Но такое преломление социального в индивидуальном неодинаково у разных людей. Помимо того, что существуют объективные различия в самой структуре социальных ролей и деятельности, Л. может по-разно-му осознавать и оценивать их. Как писал Ленин, раб, не сознающий своего рабства и прозябающий в бессловесной покорности, есть просто раб; раб, осознающий свое рабство и примирившийся с ним, восторгающийся своей жизнью и своим добрым господином, есть холоп, хам; но раб, осознавший свое положение и восставший против него,— это революционер. Связь между общественным положением и деятельностью Л. всегда так или иначе опосредствуется ее самосознанием. Развитие личностного начала в индивиде неразрывно связано с его творческими потенциями и возможностями их реализации. Человек «свободен не вследствие отрицательной силы избегать того или другого, а вследствие положительной силы проявлять свою истинную индивидуальность…» (Маркс). Активная жизненная позиция, сознательное отношение к общественному долгу, единство слова и дела — важнейшие свойства социалистического типа личности.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *