МОРАЛЬ

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (2 оценок, среднее: 4,00 из 5)
Загрузка...

(лат. mores — нравы)— нормы, принципы, правила поведения людей, а также само человеческое поведение (мотивы поступков, результаты деятельности), чувства, суждения, относящиеся к области отношений людей друг с другом и с общественным целым (коллективом, классом, народом, обществом).

МОРАЛЬ (лат. mores — нравы)— нормы, принципы, правила поведения людей, а также само человеческое поведение (мотивы поступков, результаты деятельности), чувства, суждения, относящиеся к области отношений людей друг с другом и с общественным целым (коллективом, классом, народом, обществом). М. включает в себя как идеологическую сторону (моральное сознание), так и практическую (моральные отношения). К М. относится и нравственная оценка тех явлений общественной жизни, которые рассматриваются как выражение интересов людей (напр., оценка производственных отношений как справедливых или несправедливых). М. появилась на заре развития общества. Определяющую роль в ее возникновении сыграла трудовая деятельность людей. М. была необходима для нарождающегося общества как средство, помогающее в борьбе с природой. Без взаимопомощи, без определенных обязанностей по отношению к роду человек не мог бороться за свое существование. И в дальнейшем М. выступает как регулятор взаимоотношении людей. Руководствуясь моральными нормами, личность тем самым способствует жизнедеятельности общества (класса, парода). В свою очередь, общество, поддерживая и распространяя ту или иную М., тем самым формирует личность в соответствии со своим идеалом. В отличие от права, которое также имеет дело с областью взаимоотношений людей, по опирается на принуждение со стороны государства, М. поддерживается силой общественного мнения и обычно соблюдается в силу убеждения. М. как форма общественного сознания является порождением общественных отношений и в конечном счете определяется общественным бытием, материальными условиями жизни людей. Но в рамках этой зависимости от экономических отношений М. обладает относительной самостоятельностью: в нее включается все ценное из моральных взглядов предыдущего периода, она оказывает большое влияние на общественно-исторический процесс через сложившиеся отношения людей. Изменяясь от эпохи к эпохе, понятия М. постоянно совершенствовались. В М., как и во всех других областях жизни, в конечном счете происходил прогресс, к-рый выражался в росте личного достоинства человека, его самосознания во все большей гуманизации принципов М. (Гуманизм). С возникновением классового общества М. стала классовой, отражая интересы, идеалы, образ жизни тех или иных классов (различают, напр., рабовладельческую, феодальную, буржуазную, коммунистическую М.). Не существует внеклассовой, надысторической М., якобы навязанной обществу богом или свойственной человеку от природы, как утверждают идеалисты. Вместе с тем в каждой классовой М. есть элементы общечеловеческой М., которые наследуются последующими поколениями. Анализ содержания классовых и общечеловеческих элементов М. позволяет решить вопрос о ее истинности, критерий к-рой состоит в определении того, насколько та или иная М. отвечает требованиям общественного прогресса. Напр., в период зарождения капитализма буржуазная М. была более прогрессивной, чем феодальная. Но потом она стала защитницей отживших капиталистических отношений. На смену ей приходит М. пролетариата, как самая прогрессивная, истинная М., потому что она является М. класса, интересы к-рого совпадают с интересами всех эксплуатируемых слоев, с объективным ходом движения общества. На основе пролетарской М. развивается коммунистическая М., которая вобрала в себя все лучшее, все истинное, что было выработано человечеством на протяжении всей истории общества. Принципы и нормы коммунистической М. отражают социалистические общественные отношения, исключающие всякую эксплуатацию человека человеком. Коммунистическая М. пронизана действенным гуманизмом, ома способствует всестороннему, свободному развитию людей. В коммунистической М. получает наиболее полное выражение принцип единства личных и общественных интересов. Школой воспитания коммунистической М. является социалистический коллектив, где интересы каждого советского человека неразрывно связаны с благом других членов социалистического общества. Характерной чертой коммунистической М. является формирование сознания общественного долга, чувства единства интересов всех членов общества, имеющих одну цель — построение коммунизма. Этому служат все принципы и нормы коммунистической М.: коллективизм, коммунистическое отношение к труду, забота о сохранении и умножении общественной собственности и т. д.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *