МЫШЛЕНИЕ

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (Пока оценок нет)
Загрузка...

творческая способность человека, сформировавшаяся и развивающаяся в процессе его трудовой деятельности, высшая форма познания.

МЫШЛЕНИЕ — творческая способность человека, сформировавшаяся и развивающаяся в процессе его трудовой деятельности, высшая форма познания. Существо М. заключается в сложном отражении с помощью абстракций сущности предметов и процессов, совершающихся в объективном мире. М. представляет собой один из наиболее важных компонентов сознания человека, которое включает наряду с М. воображение, различного рода эмоции и пр. Существуют многообразные формы высокоразвитого М., которые переходят друг в друга. М. изучается многими науками: гносеологией, логикой. психологией, физиологией, кибернетикой и т. д. Гносеология рассматривает связи М. с бытием, его формы и методы. В логике были выявлены определенные предписания, правила и нормы М. В истории философии связь М. и бытия, источник мыслительной деятельности понимались различно, в зависимости от материалистического или идеалистического решения основного вопроса философии. Идеалистам всегда было свойственно стремление оторвать М. от бытия, а материалисты рассматривали его как форму отражения действительности. Вместе с тем метафизический метод мешал многим из них понять М. не как пассивное, зеркальное отражение, а как процесс, как определенную форму человеческой деятельности. Большинство мыслителей в домарксистской философии в теории познания склонялись либо к эмпиризму, либо к рационализму. При этом эмпирики и рационалисты по-разному понимали роль М. в познании. Первые все познание сводили к различным формам чувственного отражения (восприятиям, представлениям и т. п.), а функцией М. считали лишь установление связи между ними, их различение и сравнение. Вторые, наоборот, преувеличивали значение М., отрывали его от чувственного отражения, превращали в источник и движущую силу познания. Научное понимание М. дано в марксистской гносеологии. Сущность его заключается в следующем. М. есть свойство высокоорганизованной материи — мозга. Для понимания мыслительной деятельности большое значение имеет раскрытие особенностей высшей нервной деятельности, нейрофизиологических процессов. Однако сущность М. нельзя объяснить, исходя из одних физиологических механизмов. М,— это особая духовная форма человеческой деятельности, зависящая от предметно-чувственной, практической деятельности. На первых ступенях развития человека его М. непосредственно вплетено в практику. Постепенно духовный труд отделяется от материального. Вместе с тем М. остается связанным с совокупной материальной деятельностью общества; эта связь лишь приобретает более сложный характер. Внешняя предметно-чувственная деятельность переводится в М. во внутренний план. Операции, которые раньше человек совершал с внешними материальными предметами, оп совершает теперь идеально. Они становятся мыслительными операциями. Так, операция расчленения предметов, разложения их на составные части, совершаемая человеком в трудовой деятельности, превращается в мыслительную операцию, когда человек анализирует свойства предметов в М. Эти процессы дополняются переходом внутренних мыслительных действий во внешнюю форму, кристаллизацией М. в орудиях, машинах, продуктах труда, символических системах. Взаимосвязь М. и практической деятельности обнаруживается и в том, что практика есть критерии истинности наших понятий, теорий и т. д. В современной советской психологии наряду со словесно-логическим М. вычленяются такие формы М., как наглядно-действенное М., протекающее в виде действии с внешними объектами (схемами, макетами); «образное» М., характерное для определенных видов творческой деятельности, особенно искусства. Различают М. обыденное и научное. Если первое непосредственно вплетено в акты поведения человека, помогает ему правильно ориентироваться в мире, то второе ставит своей целью теоретическое воспроизведение сущности предметов. Их различие относительно: научное М., воплощаясь в практике, пропитывает обыденное сознание и становится средством регулирования поведения человека. Роль научного М. особенно возрастает в наше время, оно пронизывает ныне все сферы человеческой жизни. Существует также различие между техническим М., направленным на осуществление определенных практически-насущных целей (напр., технико-конструкторских), и философским М., заключающимся в размышлении о смысле человеческого бытия, о перспективах развития общества, о значении ценностей культуры в жизни человека и т. д. М.— это рациональное познание, оно связано с предметом не непосредственно, как, напр., ощущение, а через материальную деятельность, предшествующую духовную деятельность, которая воплощена в предметах культуры, языке и т. д. Мыслительная деятельность происходит в языковой форме. Это позволяет человеку не только расширять границы чувственного созерцания, но и передавать другим людям в процессе речевого общения накопленный опыт, знания. В отличие от чувственного восприятия, которое может дать лишь знание внешней стороны предмета, М. проникает и глубь предмета, раскрывает его существенные связи, закономерности его развития. В М. наше знание не отдаляется от действительности, а, наоборот, приближается к ней, отражает ее «глубже, вернее, полнее» (Ленин). Благодаря М. человек формирует определенные цели, которые идеально предвосхищают продукт деятельности и в соответствии с которыми человек преобразует мир. М. совершается в формах понятия, суждения, умозаключения, гипотезы, теории и т. д. Для воспроизведения сущности предметов оно использует различные методы: абстрагирование (Абстракция), индукцию, дедукцию, моделирование, анализ и синтез и т. д. Все эти формы и методы М. образуют сложное единство.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *