НАРОДНИЧЕСТВО

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (1 оценок, среднее: 5,00 из 5)
Загрузка...

система взглядов мелкобуржуазной, крестьянской демократии в России.

НАРОДНИЧЕСТВО — система взглядов мелкобуржуазной, крестьянской демократии в России. Специфической чертой Н. как идеологии является переплетение аграрной демократии (требование радикального преобразования аграрных отношений, освобождения их от пут крепостничества) с крестьянским утопическим социализмом, с надеждой миновать путь капитализма. Родоначальниками Н. явились Герцен и Чернышевский, первыми выдвинувшие идею некапиталистического развития России. В 70-х гг. 19 в. Н. становится преобладающим направлением в русском движении. Большинство народников полагало, что, пока капитализм в России не упрочился, существует возможность путем активного вмешательства изменить коренным образом направление общественного развития, избежать капиталистического пути. Появляется «действенное» Н., для к-рого вопрос крестьянской социалистической революции становится вопросом непосредственной практики. Наиболее видными идеологами этого П. были Бакунин, Лавров, Ткачев. По своей общественно-политической направленности Н. 70-х гг. носило революционный демократический характер. Но в теоретическом отношении оно сделало шаг назад по сравнению с Чернышевским. Для

Н. 70-х гг. характерна вера в возможность решающего влияния революционной интеллигенции на народ и связанная с нею идеалистическая, волюнтаристская трактовка общественных вопросов. Идея исторической закономерности — центральный пункт социологической концепции Чернышевского — отвергалась народниками как якобы оправдание неприемлемого для революционеров буржуазного пути развития. Этот тезис обосновывался ссылками на особенность исторического процесса, на решающее значение в истории субъективной деятельности человека, а также оценкой всех общественных явлений с точки зрения абстрактного «нравственного идеала» (т. наз. «субъективный метод» в социологии). В философии теоретики Н. 70-х гг. сделали шаг назад от материализма к позитивизму. Они объявляли себя сторонниками естествознания, но отвергали материализм как философию, якобы выходящую за пределы науки. С сер. 80-х гг. 19 в. И. переживает глубокий кризис, обусловленный, с одной стороны, неудачей народнической социалистической пропаганды в деревне и разгромом «Народной воли», с другой — классовыми сдвигами в стране: расслоением крестьянства, ростом пролетариата и развитием его борьбы. Часть революционеров (Плеханов и др.) порвали с Н. и перешли на позиции марксизма. В Н. возобладало либеральное течение (Юзов, Михайловский, Воронцов, Кривенко, Южаков и др.), характерной чертой к-рого был отказ от борьбы за революционное низвержение существующего строя. Преимущественное внимание па-родники 80—90-х гг. уделяли экономической стороне своей доктрины. Их основной тезис — противопоставление мелкого крестьянского хозяйства капитализму. Под напором фактов часть народников была вынуждена признать развитие страны по капиталистическому пути и расслоение крестьянства. Однако это признание было связано со всякого рода мелкобуржуазными утопическими прожектами насчет помощи «народному производству», против капитализма. Представители либерального Н. вели активную борьбу с марксизмом, которая закончилась их идейным разгромом. Глубокую критику Н. дали Ленин и Плеханов.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *