НАТУРФИЛОСОФИЯ

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (1 оценок, среднее: 5,00 из 5)
Загрузка...

(лаг. nature — природа) — умозрительное, основанное главным образом на отвлеченных философских принципах рассмотрение природы в ее целостности. Н. возникла еще в античности, когда не было естественных наук и все знания о явлениях природы развивались в рамках философии.

НАТУРФИЛОСОФИЯ (лаг. nature — природа) — умозрительное, основанное главным образом на отвлеченных философских принципах рассмотрение природы в ее целостности. Н. возникла еще в античности, когда не было естественных наук и все знания о явлениях природы развивались в рамках философии. Древнегреческой Н. был свойствен наивный, не подкрепленный научными исследованиями взгляд на природу как па связное целое. Она выдвинула ряд плодотворных идей, напр. догадку об атомистическом строении материи (Атомистика). Большое распространение получила Н. в эпоху Возрождения, когда в связи с возникновением капиталистического способа производства усилился интерес к изучению природы. Коперник, Бруно, Телезио и др. пытались осмыслить единство природы и человека, выдвигали идеи бесконечности вселенной, универсальности движения в ней, единства противоположных начал. Поскольку естествознание того времени не раскрыло многие связи и закономерности природы, Н. в эту эпоху обращалась к пантеизму и паипсихизму, одухотворяющим природу, а нередко к магии и алхимии. В эпоху 17—18 вв., когда лучше всего была изучена механическая форма движения, а природа рассматривалась как некая система, подчиненная законам механики, Н. совпадает с теоретической физикой, противопоставляемой эмпирической физике. Видное место занимает Н. в немецкой идеалистической философии 18—19 вв. (Шеллинг, Гегель). Здесь она служит для обоснования исходного идеалистического положения о порождении всего существующего в природе духовным началом. В рамках этой И. был сделан ряд глубоких догадок о диалектических переходах в явлениях природы, об их специфических закономерностях, о наличии в них противоположных начал (полярности). Н. часто заменяла неизвестные пока реальные связи надуманными, фантастическими, а недостающие факты — произвольными конструкциями. Развитие естественных наук в 19 в., в особенности три великих открытия (клеточная теория, эволюционная теория Дарвина, открытие закона сохранения и превращения энергии), привело к тому, что Н. потеряла свой престиж. Диалектический материализм, отнюдь не отвергая идею целостности природы, понимает ее принципиально иначе, чем Н.; он не навязывает естествознанию своих положений, как это делала Н., а дает ему общий метод исследования. Постижение природы в ее целостности — важный регулятивный, методологический принцип естествознания. Он не может быть устранен из естественнонаучного знания, ибо не могут исчезнуть из науки мировоззренческие проблемы. Этот принцип находит свое выражение в физической картине мира, которая уточняется с каждым фундаментальным научным открытием. В рамках марксистской философии большое место занимают гносеологические и методологические проблемы естественных наук. В современной буржуазной философии наблюдается тенденция возрождения И. в учениях неотомистов (Томизм и неотомизм) Уайтхеда, Н. Гартмана и др. Вместе с тем существует и другая тенденция — вообще отказаться от целостного постижения природы (Неопозитивизм).

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *