НАУКА

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (Пока оценок нет)
Загрузка...

сфера человеческой деятельности, целью к-рой является изучение предметов и процессов природы, общества и мышления, их свойств, отношений и закономерностей; одна из форм общественного сознания.

НАУКА — сфера человеческой деятельности, целью к-рой является изучение предметов и процессов природы, общества и мышления, их свойств, отношений и закономерностей; одна из форм общественного сознания. Буквальное значение слова «Н.» — знание. Однако далеко не всякое знание может рассматриваться как научное. Не относится к Н. т. наз. обыденный или житейский опыт — знание, полученное на основе простого наблюдения и практической деятельности, не идущее дальше простого описания фактов и процессов, выявления чисто внешних их сторон. Научное знание в подлинном смысле слова начинается только тогда, когда за совокупностью фактов осознается закономерность — всеобщая и необходимая связь между ними, что позволяет объяснить, почему данное явление протекает так, а не иначе, предсказать дальнейшее его развитие. Н. не простая совокупность знаний о фактах и законах, а совокупность знаний, приведенных в систему, где эти факты и законы связаны между собой определенными отношениями и взаимно обусловливают друг друга. Развитие 11. идет от простого собирания фактов, через их изучение и раскрытие отдельных закономерностей к связной, логически стройной научной теории, объясняющей старые, уже известные факты и предсказывающей новые. Правильность научного знания определяется не только его логической непротиворечивостью, доказательностью, но прежде всего обязательной проверкой его на практике — в наблюдении и научном эксперименте. Этим научное знание коренным образом отличается от слепой веры, т. е. беспрекословного признания истинным того или иного положения без какого-либо логического его обоснования и практической проверки. Поэтому в противоположность религии, изображающей действительность в фантастическом, извращенном виде, Н. дает человеку истинную картину мира, которая с развитием Н. становится все более полной и точной. Раскрывая объективные законы явлений, П. выражает их в абстрактных понятиях и схемах, которые должны строго соответствовать действительности. В этом отличие Н. от познания в искусстве, которое выражает познанное в конкретных художественных образах, допускающих возможность фантазии, вымысла и т. п. Возникновение и развитие Н. обусловлено в конечном счете потребностями материального производства, потребностями развития общества. Однако Н., в свою очередь, оказывает существенное влияние на развитие производства, открывая новые, ранее неизвестные свойства природы, новые материалы, новые методы их обработки, новые энергетические источники, делая возможным появление совершенно немыслимых ранее сфер производства и потребления (радиоэлектроника, синтетическая химия, ядерная энергетика и т. д.). Она превращается в непосредственную производительную силу, т. к. современное производство невозможно без внедрения научных методов и дальнейший его рост требует развития всех отраслей Н., проведения теоретических исследований. Прогресс Н. связан с развитием материалистического мировоззрения, которое представляет собой ее теоретический фундамент. Идеализм, как правило, враждебен П., он заводит ее в тупик агностицизма, ставит в подчиненное положение по отношению к религии. В современных условиях интересы развития научного знания наиболее последовательно выражает диалектический материализм.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *