НАУЧНАЯ РЕВОЛЮЦИЯ

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (Пока оценок нет)
Загрузка...

качественное изменение методов теоретического исследования и типа научного мышления. Являясь закономерным следствием разрешения внутренних противоречий теории или противоречий, возникающих между ней и новыми опытными данными, Н. р. открывает невиданные ранее возможности и перспективы в движении знания, обусловливает появление новых способов постановки и решения исследовательских задач, новых фундаментальных направлений исследования.

НАУЧНАЯ РЕВОЛЮЦИЯ — качественное изменение методов теоретического исследования и типа научного мышления. Являясь закономерным следствием разрешения внутренних противоречий теории или противоречий, возникающих между ней и новыми опытными данными, Н. р. открывает невиданные ранее возможности и перспективы в движении знания, обусловливает появление новых способов постановки и решения исследовательских задач, новых фундаментальных направлений исследования. Одним из важнейших определений научной теории является ее логическая завершенность. Следовательно, переход к новой, более высокой теории не может быть понят как просто кумуляция (накопление) знаний, «достройка» и обогащение старой. Этот переход — всегда переосмысление основ теории, смена методологических предпосылок. Понятие «Н. р.» как раз и фиксирует тот факт, что наука развивается не только путем плавного приращения новых знаний, а я через периодическую коренную трансформацию и смену ведущих представлений и методов. Поворотные пункты в истории науки связаны, напр., с именами Коперника, Эйнштейна. Вопрос о Н. р. со стороны ее философско-гносеологического основания, связи с материальными и духовными условиями жизни общества, с общественно-исторической практикой впервые подвергнут обстоятельному анализу классиками марксизма-лепичизма. Ленину принадлежит трактовка революции в физике на рубеже 19—20 вв. как крутой ломкн основных мировоззренческих постулатов классической науки и выдвижения новых принципов познания. В современной философии науки понятие Н. р. широко используется для объяснения механизма трансформации и смены ведущих представлений в науке, в частности, Куном. Н. р. для него—-это период развития науки, во время к-рого старая парадигма замещается целиком или частично новой парадигмой. Хотя Кун прав в своей критике позитивизма, сводящего анализ науки к анализу только готового знания, в его концепции Н. р. заключен серьезный недостаток, поскольку она не содержит разработки проблемы возникновения нового знания, не отвечает на вопрос о движущих силах смены понятийного аппарата в науке. Связь развития пауки с социальными факторами раскрывается только на базе методологии диалектического и исторического материализма.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *