АРАБСКАЯ ФИЛОСОФИЯ

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (1 оценок, среднее: 5,00 из 5)
Загрузка...

в средние века философия народов, входивших в состав Арабского халифата и принявших в качестве общего культурного языка арабский язык; позднее — философия пародов, населяющих арабские страны.

АРАБСКАЯ ФИЛОСОФИЯ—в средние века философия народов, входивших в состав Арабского халифата и принявших в качестве общего культурного языка арабский язык; позднее — философия пародов, населяющих арабские страны. Выросшая вначале из проблематики мусульманской религии средневековья, А. ф. постепенно вышла за пределы чисто теологических споров и нередко противостояла религиозному мировоззрению. Уже мутазилизм, наиболее радикальное рационалистическое течение внутри мусульманской теологии, возникшее во 2-й пол. 8 в., выступил против ортодоксального учения о божественном предопределении судьбы и поступков человека, утверждая свободу человеческой воли. Мутазилиты апеллировали к разуму человека как критерию в решении религиозных споров, отрицали множественность атрибутов бога, попытки уподобления его человеку и тем самым превращали его в абстрактную сущность. К 10 в. это направление сменила умеренная форма рационалистического толкования догматов ислама (мутакаллимы). Мистическое направление в теологии в этот период было представлено суфизмом, под маской к-рого иногда пропагандировались враждебные ортодоксии, еретические пантеистические (Пантеизм) идеи. Заметное влияние на суфизм оказал неоплатонизм с его проповедью аскетизма, отречения от мира и слияния души с богом через экстаз. Переводы на арабский язык трудов древнегреческих мыслителей, и прежде всего Аристотеля, дали сильный толчок формированию связанной с развитием науки и свободной от религиозного догматизма философии. Первым аристотсликом был аль-Кинди, доказывавший необходимость познания явлений природы и общества с помощью науки. Мир представлялся ему хотя и сотворенным богом, однако обладающим собственными закономерностями. В развитии передовой мысли значительную роль сыграл религиозно-философский союз «Братьев чистоты» (кон. 9— 10 в.), создавший своеобразную энциклопедию научных и философских знаний своего времени и выступавший за свободное от религиозных ограничений светское образование, за искоренение невежества, насаждаемого официальной религией. Линию критики религиозной. догматики и разработки рационалистического мировоззрения с позиций аристотелевского учения продолжил Фараби. Он был первым из арабских философов, попытавшихся понять современное ему общество, его политику и мораль, считая возможным создание «добродетельного» государства путем просвещения, развития и распространения научных и философских знаний. Яркое воплощение передовые идеи народов Ближнего и Среднего Востока нашли в трудах Ибн-Сины (Авиценны), который оставил большой след во многих сферах науки. Его трактат по медицине вплоть до 15 в. являлся .основным пособием врачей Европы. Хотя Ибн-Сина и не был атеистом, его философская концепция, по сути дела, выходила за пределы теологии, освобождала путь научному познанию мира. Понятие бога у Ибн-Сины утратило свое традиционное религиозное содержание. Исходя из аристотелевского принципа единства причины и действия, он защищал тезис о невозможности существования бога без природы, о тождественности его природе. Большое место в его трудах занимают проблемы логики как метода рационального познания. Развитие свободомыслия в А. ф вызывало реакцию мусульманского духовенства и приверженцев мистицизма. Критику основных концепций мыслителей-рационалистов, сторонников аристотелизма с позиций религиозной ортодоксии и мистической философии пытался дать в 11 в. аль-Газали. К 12 в. центр А. ф. переместился на запад, в Испанию. Наиболее выдающимся представителем ее в этот период был Ибн-Рушд (Аверроэс), прославившийся своими комментариями к трудам Аристотеля. Как и Ибн-Сина, он признавал существование бога, но мыслил его единым с вечной материей. Спор о смертности и бессмертии человека он решал с помощью теории всеобщего разума, воплощающего непрерывность интеллектуальной жизни, единство человеческого рода, бессмертие человечества, несмотря на смертность отдельного человека. С именем Ибн-Рушда связана и теория двойственной истины. В 14 в. получили известность труды Ибн-Халдуна, выдвинувшего идею об истории общества как объекте специальной науки. А. ф., развивавшаяся представителями различных пародов, оказала большое влияние на средневековую европейскую мысль, познакомив ее с античной философией, побудив ее к дальнейшему осмыслению проблем, к борьбе с религиозным мракобесием. В наше время развитие социально-политической и философской мысли в арабских странах связано с борьбой за укрепление национальной независимости. Сложность социальной структуры и общественно-политических проблем в этих странах определяют в конечном счете разнородность идейных и философских течений: традиционализм и модернизм в мусульманской религии, прагматизм, позитивизм, экзистенциализм, интуитивизм и др. В борьбе с реакционной идеологией крепнет прогрессивная демократическая мысль. Большую роль в духовной жизни арабских стран играют идеи социализма, проявляется интерес к марксистско-ленинской идеологии.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *