ЕДИНСТВО ДИАЛЕКТИКИ, ЛОГИКИ И ТЕОРИИ ПОЗНАНИЯ

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (Пока оценок нет)
Загрузка...

один из важнейших принципов марксистской философии, раскрывающий ее структуру и предмет.

ЕДИНСТВО ДИАЛЕКТИКИ, ЛОГИКИ И ТЕОРИИ ПОЗНАНИЯ — один из важнейших принципов марксистской философии, раскрывающий ее структуру и предмет. Впервые был четко сформулирован Лениным, к-рый писал, что «диалектика и есть теория познания… марксизма…». Для домарксистских мыслителей характерным является деление философии на обособленные, несвязанные области: онтологию как учение о бытии, гносеологию — учение о познании и логику как учение о законах и формах мышления. Впервые этот разрыв пытался преодолеть Гегель. Он поставил во главу угла своей философии принцип тождества диалектики, логики и теории познания, понимая это тождество идеалистически. Гегель превращал духовное (мышление) в первоначало всего существующего, в нечто объективное, а предметный мир оказывался у него лишь ограниченным воплощением развивающегося духа. Следовательно, мир, с точки зрения Гегеля, развивался по законам мышления; законы развития объективного мира (его диалектика) были тождественны законам логики. Поскольку мировой дух, по Гегелю, в процессе своего движения одновременно раскрывал свое содержание, познавая самого себя, то законы развития мирового духа были вместе с тем и законами познания, а категории логики выступали как ступени развития познания. Таким образом, объективная диалектика (развитие внешнего мира) и субъективная диалектика (развитие познания) в гегелевской философии совпадают, но так, что основой оказывается диалектика мышления. Марксистская философия формулирует принцип совпадения диалектики, логики и теории познания на совершенно другой основе. Она исходит из положения о первичности внешнего, предметного мира. Этот мир не нуждается ни в каком «одухотворяющем» его начале, он развивается цо своим собственным законам. Эти законы в их всеобщности прежде всего и изучает диалектика. В своей практической деятельности человек, опираясь на законы объективного мира, преобразует его, переделывает предметы, исходя из их свойств, в соответствии с присущими им связями. Поэтому законы диалектики охватывают и предметно-чувственную деятельность и на этой основе становятся законами познания. В процессе познавательной деятельности человек в идеальной форме отражает те диалектические связи, закономерности, которые объективно присущи вещам. Само познание выступает как сложный диалектический процесс все большего освоения предметного мира, проникновения в глубь вещей. Для того чтобы в мышлении, в логических формах, категориях была схвачена диалектика объективного мира, сами эти логические формы (напр., понятия) должны быть гибкими, развивающимися, переходящими друг в друга. Таким образом, принцип развития применяется не только к объективному миру, . но и к мышлению, познанию. Е. д., л. и т. п. и основывается на том, что законы диалектики действуют не только в объективном мире, но и в познании, мышлении человека. Это единство понимается как процесс, как совпадение диалектики, логики и теории познания, осуществляемое в длительном развитии практической и теоретической деятельности людей.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *