Как «работает» нравственный конфликт

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (Пока оценок нет)
Загрузка...

Обратимся к нравственным конфликтам, которые происходят тогда, когда люди, вступающие в них, в разной мере освоили заповеди нравственного кодекса строителя коммунизма. Известно, что этот кодекс, составляющий основу советского образа жизни, включает, например, такие положения — добросовестный труд на благо общества: кто не работает, тот не ест; забота каждого о сохранении и умножении общественного достояния; высокое сознание общественного долга; непримиримость к нарушителям общественных интересов и др. Такой конфликт происходит в рамках единой нравственной нормы.

Одни освоили ее как мотив их личного поведения в жизни. Другие относятся к норме более или менее формально, третьи стремятся избегнуть ее выполнения. Между одними, другими и третьими могут возникать конфликты нравственного характера, как между убежденными носителями нравственной нормы и ее формальными исполнителями.

При анализе таких конфликтов учитывается многослойность, противоречивость, сложность нравственного сознания, различие источников его формирования. Моральное сознание более непосредственно отражает отношения в процессе производства, в то же время это отражение отнюдь не является абсолютно точным. Нравственные конфликты, возникающие в сфере производства, должны быть расшифрованы для выявления их подлинного характера и смысла. «…В нравственном негодовании, как бы оно ни было справедливо, экономическая наука может усматривать не доказательство, а только симптом». «Когда… мы говорим: это несправедливо, этого не должно быть, — то до этого политической экономии непосредственно нет никакого дела. Мы говорим лишь, что этот экономический факт противоречит нашему нравственному чувству… Если нравственное сознание массы объявляет какой-либо экономический факт несправедливым, как в свое время рабство или барщину, то это есть доказательство того, что этот факт сам пережил себя…»

Анализ собственно нравственной основы конфликта (в плане отношения к труду как нраве геенной заповеди), а также учет психологических факторов, социологических и других могут помочь прогнозированию нравственного конфликта, его предупреждению и правильному разрешению.

Весьма распространен нравственный конфликт, характеризующий отношение к труду. Могут сталкиваться уравнительная или иная, патриархальная к примеру, установка в отношении труда и социалистическая. «Я работаю столько же часов, сколько и мой сменщик, платите нам поровну». (А качество труда?) Или соображения хозяйственной целесообразности — разве они вторичны? «Не стоит строить гидростанцию и затоплять местность — здесь так красиво».

Острый и болезненный нравственный конфликт возникает в том случае, когда сталкиваются мотивы, которыми вынужден под давлением житейских ситуаций, обстоятельств руководствоваться человек, и темп принципами, которым он себя считает преданным, приверженным. Например, стремление «закрыть» план, не подвести коллектив, получить квартальную премию диктует спешку в работе и порождает брак в конце квартала. Сама по себе такая подчиненность штурмовщине может вызывать конфликт с собственным принципом отношения к труду — форма нравственного конфликта, хорошо представленная в публицистике.

Конфликт между различными установками социального сознания с большой полнотой представлен в пьесе и фильме «Премия». Перед нами нравственный конфликт, «сторонами» которого являются люди, в различной степени освоившие нравственную заповедь отношения к труду. Потапов — герой фильма — человек, нравственно убежденный, осмысливший труд как нравственную ценность, умеющий обосновать экономический эффект работы по совести на всех уровнях от проектирования объекта строительства до отделочных работ. Позиция героя и тех, кто за ним идет, выражается в жизненной практике, в сознании и поведений. Это отражает моральную сторону труда в десятой пятилетке — эффективности и качества. «Качество работы — понятие очень емкое. Оно складывается из многих производственно-экономических факторов и вместе с тем охватывает широкий круг моральных проблем». Сюда включается также «сознательная, товарищеская дисциплина, обстановка взаимной требовательности и взаимопомощи в труде. С борьбой за качество несовместимы небрежность, расхлябанность, нерадивое отношение к делу», — говорил Леонид Ильич Брежнев на XVII съезде комсомола.

Помните многосерийный телевизионный фильм «День за днем» о производственных конфликтах, о двух директорах — старом и молодом, о двух стилях руководства большими заводскими коллективами? Мы видим в фильме конфликт героя, молодого руководителя, со многими людьми, поддавшимися соблазну обеспечения вала за счет качества. Видим победу высокого нравственного принципа, достигаемую вовсе не однолинейно, не автоматически, а в спорах, острых столкновениях, внутренних борениях. От победы коммунистических принципов выигрывают все, повышается нравственный уровень каждого. Мы видим и важнейшие механизмы разрешения конфликта — формирование правильного общественного мнения, принятие верных идейных и организационных решений руководителем и коллективом.

В пьесе «Человек со стороны», также представляющей убедительную модель, конфликт осложнен полемикой с представителем такой нравственной нормы отношения к труду, которая, по существу, эксплуатирует энтузиазм, стремится сплотить коллектив на ложной нравственной позиции. Герой пьесы вступает в конфликт деловой, профессиональный, административный, правовой, а также и нравственный. Основа нравственного конфликта — наличие у обеих «сторон» заинтересованного отношения к труду, любви к труду. Важно подчеркнуть, что ведущей стороной становится личность социалистического типа, осваивающая нравственную заповедь отношения к труду в наиболее полной мере.

Принципиально та же модель предстает в пьесе и кинофильме «Человек на своем месте». Здесь в конфликте проявляется еще и «патриархальная», устаревшая норма — равнение на «добросельские обычаи», кои не нуждаются, мол, ни в каких переменах. В этих трех случаях конфликт разрешается позитивно, нравственное сознание всего коллектива возрастает. Победы более высокой нравственной нормы здесь способствуют усвоению, более глубокому охвату личностью нравственных принципов.

Конфликты могут и не иметь такого счастливого разрешения. Носителя передовой нравственной нормы порой могут в полной мере не поддержать. Его могут даже и осмеять «за отрыв» от реальности и за стремление быть впереди всех, противопоставить себя коллективу. Газеты сообщали о случаях анонимной клеветы в адрес передовика с целью скомпрометировать его нравственные установки.

Выявление и утверждение в жизни высокой нравственной нормы отнюдь не проходит автоматически, гладко и не всегда имеет благополучный итог. Временные заторы, остановки и движения вспять в этом процессе возможны, именно их надо предвидеть, именно в этих случаях особенно важна нравственная экспертиза социального, морального климата коллектива и нравственного конфликта.

Кто сказал, что деятельность — лишь строить, производить или стоять у синхрофазотрона? Это ведь и поддержать друга, когда ты один можешь ему помочь, сдержать слово, когда легко увильнуть. Проявил ты принципиальность или поддался соблазну легких путей, корыстного житейского компромисса? Это тоже выбор и тоже нередко конфликт, где ты обычно неподсуден, потому что не на сцене со зрителями, а один на один со своей совестью.

Как «работает» разрешение конфликтов в этих деликатных сферах? «Работа» по разрешению конфликта выражается в активном действии, в проявлении морального принципа, в эффективности претворения его в жизнь.

…У постели больного рядовой лечащий врач и профессор-консультант. Профессор засомневался в диагнозе, предложил другой — и молодой доктор тотчас переменил мнение и согласился с возможным профессорским прогнозом. Профессор высказал еще один диагноз — вероятный, а затем и новый — предположительный. С каждым из них соглашался лечащий врач. Профессор впоследствии сказал, что с самого начала был согласен с тем диагнозом, который поставил молодой врач, но ему было важно, верен ли недавний выпускник присяге советского врача, моральному обету.

Начинающий врач и сам в своем диагнозе не сомневался, хотел было обосновать его, но вступал в конфликт сам с собой. Предстояла аттестация и, соответственно, возможное повышение зарплаты. Все это зависело от профессора — врач решил сыграть с ним «в поддавки». Профессор же как раз аттестации с повышением не подписал, а врачу объявил выговор за нарушение врачебной этики и присяги советского врача. Он столкнулся с откровенным безнравственным деянием. И нашел путь правильного разрешения конфликта.

Есть и другой ряд конфликтов: глубоких, сложных, внутренних и тем не менее прямо и непосредственно связанных с общественным мнением, коллективом.

Фильм «Единственная» по рассказу П. Нилина «Дурь» повествует о таком нравственном конфликте. Сюжет фильма выходит далеко за рамки той коллизии, что положена в его основу. Авторы фильма приглашают поразмышлять о современном молодом человеке. Способен ли он осознать, что является главной, единственной, настоящей любовью в его жизни? Отстоять это единственное? Способен ли он принимать решения в конфликтной ситуации? Уважают ли окружающие личность молодого человека, его право на самостоятельный нравственный выбор? На каждый из поставленных вопросов фильм отвечает отрицательно: нет, не может, не способен, не уважают.

Он и она — двадцатилетние молодожены. Оба отмечены приметами современности. Танюшка — мы видим — на хорошем счету в коллективе, в кружке художественной самодеятельности состоит, культурная, говорит о ней герой, красивая. И Николай по всем показателям передовой и положительный в любом смысле. Возвращается из армии с мечтой — забрать семью в те места, где служил, на Амур. Успей он туда сразу же, стал бы первым бамовцем. Но не успел. Сбил его с ног жизненный зигзаг. Разбросало в разные стороны их с Танюшкой. Надломился, ходит вокруг любимой, теперь юридически чужой ему. То трезвый ходит, то пьяный. Гоняет его тоска и любовь. Встанет ли Николай снова на ноги? Поедет ли, как стремился, на Амур, зависит от того, обретет ли себя, поймет ли, что происходит с ним. Что решит он про себя, про Танюшку, про это странное, что живет в нем наперекор всему. Чувствует он, настоящее, единственное в жизни утратил, потерял. «Дурь» — то, что его гнетет и мучает, или есть у этой «дури» права? И что за «дурью» этой стоит в действительности?

Что же создало коллизию, вызвало разрыв? Она изменила. Да сразу и опомнилась, осознала, исправилась. Героиня потому сорвалась, что повлекла ее за собой стихия разбуженных чувств, и обуздала она эту стихию не сразу. Танюшка — натура незаурядная. По тексту, произносимому героиней, понимаем, что и глубиной, и чуткостью, и жалостью одарена Танюшка. Не знает только, как оградить от посягательств себя и свою любовь. Не может оттолкнуть жалкого, одинокого, несчастливого неудачника — музыканта. Измену Николай простил, простил вопреки самым активным попыткам окружающих, ближних и дальних, вызвать разрыв, разлучить. Жалость Танюшки к музыканту-неудачнику принята Николаем за легкомысленный флирт. Это и вызвало разрыв. А далее мучит героя та самая «дурь», которая вершит его судьбу: чувство потери близкого человека и любовь, потерянность и отчаяние, поглощенность стихией неосознанных стремлений. Все это рядом с другой, на которой женится не столько со зла, сколько по настоянию и под давлением окружающих, дабы «взять реванш».

Себя защитить и защититься от себя, от соблазнов, влечений, обид, мести. Непросто это. Но не так уж и невозможно. Всего-то требуется «немного»… культура и мораль. Это от двоих участников драмы. От окружающих же — уважение к личности страдающего, запутавшегося в своих терзаниях человека; доверие к способности совершить правильный нравственный выбор. Однако стремление к настоящей, единственной, хотя и исковерканной, любви окружающим кажется нелепым, смешным.

Авторы фильма рисуют беспомощность героев, нравственную безграмотность. А это откуда? «Не понимаю, что происходит со мной, а спросить некого», — так горестно вздыхает героиня, глядя широко открытыми, испуганными глазами. Невольно возникает сомнение, так ли уж не у кого спросить, что такое добро, достоинство, уважение к себе, к другому, верность, честь, настоящая любовь?

Все те, кто столкнулся в кинопроизведении с двумя страдающими нравственными несмышленышами, оказались сами нравственными недоучками. И настырный, наглый деляга — профсоюзный деятель. И много пережившая мать Николая. И несчастливая его сестра. Все те, кто участвовал в суде, когда разбиралось дело Танюшки и Николая. И прежде всего библиотекарша могла бы разглядеть, что любит Николай свою Танюшку. Да нет, воспользовалась бедой и недоразумением, «прибрала» его к рукам. Ну а он, Николай, зачем женился на нелюбимой? Отчего не смог отстоять себя перед натиском «добрых» людей? Все оттого же. Понимать себя — этому никто его не научил. Спросить, как быть в нравственном конфликте, не у кого. Полная нравственная глухота вокруг. А бодренькая улыбочка под занавес «припечатывает» вывод: не по плечу, мол, этому работяге высокие страдания и поиски единственной любви, не по силам тяжесть нравственного выбора, давай работай, вкалывай, тут и «дурь» вся твоя кончится, пройдет.

Концепция эта вредная. Она утверждает невозможность разрешения нравственного конфликта молодым человеком не только из-за его личной нравственной тупости и «дури». Общая нравственная безграмотность также обрекает якобы на неизбежность конфликта и на фатальную его неразрешимость. Не зря обратились мы к подробному обсуждению подобной концепции.

Это неправда, что молодой человек обречен на нравственную убогость, что ему «не у кого спросить» про достоинство, честь, верность чувств, про доверие к себе, к чувству любви в его жизни, как выяснилось, единственному и настоящему, что доставляет страдания, муки. Это верно, в школьной программе курса по этике пока еще нет. Но ведь нравственное воспитание достигается самыми разными методами, способами и каналами. И разрешение нравственной коллизии, моральных конфликтов — не самая ли популярная это рубрика газетных публикаций, журнальных? Да и наука не стоит в стороне. В последние годы вышло немало серьезных исследований по проблемам морали. И наконец, литература, наша современная и великая русская литература, не «по ту сторону воспитания» находится. Все это в действительности формирует тот уровень нравственной зрелости, который является основанием и фундаментом для разрешения конфликтов в сферах тонких и деликатных, в вопросах верности и любви.

Негде узнать о высоких чувствах… Но купите массовым тиражом выпущенную пластинку с записью стихов Тютчева. О настоящей любви, о переживаниях единственности, неповторимости этой любви, об утрате единственной. «Не живется, друг мой, Александр Иванович, не живется… Только при ней и для нее был я личностью. Только в ее любви, в ее беспредельной ко мне любви я осознавал себя… Я убедился по опыту: этой страшной пустоты во мне ничто не заполнит, ничто не помогло, ничто не утешило. Не живется, не живется, не живется…»

Нет, неправда, что негде узнать о высоких чувствах, о моральных понятиях. А произведения наших писателей и поэтов? А пьесы, идущие в наших театрах? А фильмы, столь любимые нашими зрителями?

Правда, подобное видение читатель встретит в иных судебно-психологических очерках. Так что авторы фильма не одиноки в поисках самых безысходных моральных красок, самых мрачных тупиков.

Но даже самые тягостные конфликты могут найти человечески полноценное, социально оптимистическое разрешение. И в связи с этим представляется уместным подвергнуть критике пафос фильма. Нет, совсем не автоматический характер носит процесс утверждения в жизни высокой морали, социалистического образа жизни; это утверждение — процесс диалектический, он реализуется через преодоление противоречий, через разрешение конфликтов.

В работе по нравственному воспитанию мы стремимся к тому, чтобы кодекс строителя коммунизма был освоен человеком сознательно на рациональном, на духовно-волевом, на эмоциональном и нравственном уровнях. Мы должны видеть и тех, кто в действительности, прикрываясь словами, к этому кодексу либо нейтрален, либо настроен отрицательно. В этих случаях необходим комплексный подход, анализ, включающий прежде всего мировоззренческий, политический и нравственный аспекты. Вопрос этот представляет особую актуальность сегодня и нуждается во всестороннем рассмотрении.

В. И. Ленин подчеркивал упорный, долгий и глубинный характер работы по перестройке нравственного сознания. Переворот в сфере сознания «это — победа над собственной косностью, распущенностью, мелкобуржуазным эгоизмом, над этими привычками, которые проклятый капитализм оставил в наследство рабочему и крестьянину. Когда эта победа будет закреплена, тогда и только тогда новая общественная дисциплина, социалистическая дисциплина будет создана, тогда и только тогда возврат назад, к капитализму, станет невозможным, коммунизм сделается действительно непобедимым».

На эту нравственную борьбу с привычками, с мелкобуржуазной распущенностью в самых разных сферах жизнедеятельности ориентируют человека требования общества, ориентирует нравственный кодекс строителя коммунизма.

…Самое время сейчас осваивать на практике высокие образцы нравственного поведения. В десятой пятилетке — пятилетке эффективности и качества — в особенности важно уметь отстаивать государственный интерес как личный нравственный принцип, не боясь вступить в конфликт с теми, кто его нарушает. Необходимо осмысливать явления нравственной жизни на этическом уровне. Необходимо научиться умело овладевать механизмами нравственного регулирования своего сознания и поведения, и в частности таким, как разрешение противоречий в нравственной сфере.

Необходимо правильно понимать механизмы моральной жизни и формировать навыки конструктивного разрешения конфликтных ситуаций, чтобы утверждать в жизни более высокую нравственную установку. Такая позиция вооружает молодого человека нашего общества идейными средствами для овладения ситуацией, позволяет добиться власти над собой и над обстоятельствами.

Практическое освоение механизмов действия морали — это и оружие в борьбе с теми, кто под видом «радетелей высокой морали» стремится объявить монополию на компетентность в нравственных проблемах, тщится отравить наш моральный климат в угоду собственным интересам.

Прогресс нашего общества выражает себя и в овладении все новыми и новыми вершинами духа, утверждении высоких нравственных образцов и их осмыслении, в процессе компетентного и животворного разрешения трудностей, противоречий, конфликтов с позиций коммунистического мировоззрения, нашей морали. Прогресс этот — во всем, что способствует каждодневному утверждению социалистического образа жизни.

Бегу от любви (Лабиринты Киберэроса)

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *