Включиться или умыть руки?

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (Пока оценок нет)
Загрузка...

Как быть, когда случится конфликт? Если он «по административной части», как поступить — известно, организационным путем его и разрешают; если бытовой, тут свои, понятно, пути. А если моральный? Да еще если он происходит у тебя внутри? А если в конфликт «завязаны» и другие люди?

Моральный конфликт ни жэковская комиссия, ни суд, ни арбитраж подчас не рассудят. Рассудит совесть нравственное сознание, нравственное чувство человека и коллектива.

Как быть с таким конфликтом? Этот конкретный вопрос задают на каждой лекции. Требуют: расскажите про конфликт.

Может быть, письма читателей помогут лучше высветить непростое это явление — нравственный конфликт. Читательские размышления, исповеди — человеческие документы, в которых говорится о том, как это случается в жизни. Они-то в самом точном смысле и есть практикум для выработки правильного диалектического подхода к оценке конфликта и к путям его разрешения.

Письмо № 1

Что же за такая конфликтная ситуация у Андрея Оксюты? Андрею Оксюте всего-то 25 лет, а у него уже трое детей. Он работает, начальник, и учится заочно на IV курсе института. Много времени уходит на отправление детей в ясли и садик. Квартиры с удобствами нет. Материальный достаток невелик: на члена семьи приходится что-то сорок с чем-то рублей. Необходим отдых, а для этого нужны время и хотя бы тишина. Это одно. А другое — тут же рядом выбор пути, чтобы жить честно. От этого «перепутья» и весь конфликт. А конфликта-то и нет. Просто надо выполнять свой долг, без всякого конфликта. А по первому вопросу спрошу: «Что успел сделать полезного для общества Андрей Оксюта за свои 25 лет?»

До 17—18 лет, видимо, учеба в школе. С 18—20 лет служба в рядах Советской Армии (была ли она?). С 20 до 25 лет работает, учится и имеет семью. Работает-то на благо общества всего только-пять лет, и уже начальник. Квартиру теперь подавай.

У честного советского человека нравственное и деловое кредо одно, а у жулика, проходимца, молчуна, приспособленца — другое. Откуда же у Андрея вообще сомнения и нравственный конфликт? А кто сказал, что за ленинские принципы уже не надо бороться? Надо. Но нечего думать при этом о том, чтобы троих детей заводить и, прикрываясь ими, требовать квартиры. Или принципиальная борьба с недостатками без мучений и конфликтов с собой, или погрязайте в устройстве быта.

Грубанова Р. Г., г. Астрахань

Автор письма отрицает саму возможность нравственного конфликта. Каково ваше мнение?

Письмо № 2

Вы спрашиваете, как жить? Только честно. Что мне не нравится в вас, это запас экзальтации, жертвенности. А этот запас обязательно иссякнет. Путь к разрешению ваших противоречий — не эмоции. Не надо ложиться сердцем на амбразуру — сейчас новые способы проявления гражданского мужества и душевной зрелости. Не надо из-за скромности лишать себя прав на приличное жилье и прочие удобства.

Мы, комсомольцы 20—30-х годов, жили впроголодь и, щеголяя в штопаных чулках, думали: будет экономика сильней в пять раз, будем и мы лучше в пять раз. Экономика окрепла в сто раз! А лучше мы стали на сколько процентов?

Развитие наше идет сложным путем, наши философы плохо объясняют нам нас самих. Новые законы нашего совершенствования еще не откристаллизовались. Действительно: мы еще браконьерничаем, подделываемся, даже убиваем (страшно вымолвить). Отчего это? Изживание дурного идет через преодоление, через борьбу, а значит, через усилия тех, кто сознательно участвует в преодолении, кто борется.

Доколе же бороться? Пока существует человечество. Борьба нового со старым была и будет. Новое так быстро возникает на почве того, что еще вчера было новым, а сегодня вдруг стало старым. И обижаться нельзя. Ведь если сегодня сделать радиоприемник, какой впервые сделал Попов, — это будет старое. Так что, не обижаясь на жизнь, не теряя лучшего в себе, не рассчитывая на покой, боритесь за справедливость. Не будьте только Дон-Кихотом, а то перегорите, а это страшно, брюзжание на жизнь — гибель. Не дай бог из борьбы делать драму Сейчас обрести покой — это значит растерять свои идеалы. Значит, надо научиться здраво и принципиально разрешать противоречия. Припоминаю случай. В Томской области вели колоссальный нефтепровод. Горячка предпусковых дней переросла в ажиотаж и охватила всех: от рабочего до членов высоких приемочных комиссий. Сдать в срок, к дате — и только к дате! И лишь один человек (приемочный) инспектор, наложил вето. Нефтепровод имел недоработки, чреватые прорывом нитки, что служило угрозой отравления природной среды. Один против всех! Какое всеобщее разочарование, угроза премиям и т. д. Уговоры, проклятья и злость. И только приказ правительства не принимать с недоделками решил вопрос в пользу одинокого инспектора и правого дела.

Но не надо считать, что все люди, которые в данный момент занимают пассивную позицию, обязательно нечестны. Человек может временно устать от борьбы, есть люди слабые, есть малоспособные, но ведь им есть чем вдохновиться. Последнее время появились хорошие кинокартины и передачи по телевидению, книги, спектакли…

Я. Сикорская, г. Тома

Какой ответ вы, читатель, дадите на вопрос, поставленный в этом письме: «Доколе бороться?» Исчезнет ли нравственный конфликт в будущем?

Письмо № 3

Позавидуешь Андрею Оксюте, что у него такое порядочное начальство, которое дает письменный приказ и принимает ответственность на себя. У нас, строителей иногда (в порядке исключения) бывает, что наедине начальник исполнителя поучает: «Твое дело умело сдать, завтра пусть хоть все развалится». А я считаю, что специалист-строитель должен быть особенно принципиальный и моральный человек, с ними очень хлопотно. Специалист требует одно, другое и третье, да еще с условием соблюдения ГОСТа. А «покладистые», «бесконфликтные» допускают тяп-ляп.

Давайте подсчитаем, что теряет наше государство, общество, люди от такого рода деятельности «бесконфликт

пых». Как тут не быть конфликту, хотя бы в душе? По как с пользой для дела его разрешить?

В. Михайленко, г. Алексин

Как бы вы ответили на вопрос В. Михайленко?

Письмо № 4

Откликнуться на вашу статью заставил большой жизненный факт. Сегодня перед собой я ставлю тот же вопрос, как и Андрей Оксюта: о нравственной стороне выполнения госстандарта. Беда произошла в нашем городе в апреле. В тот вечер люди шли из Дворца спорта с эстрадного концерта. В основном это была молодежь. Через реку был снаряжен понтонный мост. Он стал разваливаться под ногами идущих, они едва успели добраться до берега, некоторые оказались в воде. Каждому школьнику известно, что такие мосты строятся быстро и по ним во время войны шла военная техника. Наверное, поэтому все уверенно пошли через мост. Были приняты меры для предотвращения катастрофы, мобилизованы необходимые технические средства, установлена вина тех, кто строил мост в нарушение всяких госстандартов. Когда обсуждался и осуждался этот случай, речь шла о технической некомпетентности, юридической стороне, дела тоже, а о моральной — нет. Но ведь именно тут и связаны техническая компетентность и нравственная ответственность, моральное кредо специалистов.

…Нужно выпускать строителей из стен вузов так же, как врачей, — нужно приводить их к присяге, к своеобразной клятве Гиппократа. У него, как у врача, всегда «наготове» конфликтная ситуация. (Пример Андрея Оксюты типичен.) Надо предусмотреть ее правильное разрешение, «запрограммировать», «заложить основу» при выпуске специалиста. Ведь строитель, как и врач, по-своему обеспечивает здоровье человека — это вообще. А иногда прямо должен подстраховывать нашу безопасность и жизнь.

Автор письма просил его не называть.

Правильна ли мысль, высказанная в этом письме, — заложить основы для правильного разрешения «типовых» конфликтных ситуаций между нравственным (и одновременно государственным) долгом и, например, соблазном житейского компромисса (сдать дом с недоделками и получить премию)?

Письмо № 5

У меня лично нет таких главных забот, которые тревожат Андрея Оксюту, но он не понимает своего счастья, а оно в его дружной семье. Какие при его счастливой семье могут быть еще конфликты? Зачем они? Я никогда не жил в семье. Рано потерял родителей. Но тем не менее мне свойственны все человеческие слабости: люблю детей, хочется, чтобы рядом был близкий человек, в конце концов, чтобы было уютно, мне также свойственна склонность иметь привязанность к близкому человеку. Трудно, но не хочу настоящее подменять видимостью. Не смогу быть человеком, и пользы не будет. По-моему, не всегда понимаем, что многие конфликты от плохих семей.

Лично я не собираюсь создавать семью просто так. Другое дело, если бы с любимой. С каким бы удовольствием я мучился бы с любимыми и близкими людьми хоть на семи метрах жилплощади. Ведь в любом деле главное — любить. Если я люблю, то, хоть трудно, хоть страдаю, я счастлив.

Хотел бы узнать мнение моих сверстников, старших товарищей и совсем юных школьников и даже детей. Дети отличаются от нас свежестью восприятия. Иногда у них мысли текут по неведомым для нас тропинкам. А Андрею Оксюте советовал бы поменьше «лишних движений», пусть растит своих троих детей. Мог бы назвать себя, но слишком интимное получилось письмо, адрес пишу только для Андрея, если он ответит.

Правильно ли автор поступает, противопоставляя личную мораль, семейные принципы обязательствам гражданским, когда предлагает Андрею Оксюте не включаться в конфликт, а «умыть руки», «уйти в семью»?

Письмо № 6

Тема статьи нужная. А какие выводы? Боритесь за высокие идеи. А углы в комнате промерзают, а детей за семь верст тащить по морозу — это не существенно. Главное — идея, она сама по себе. А «быту — бытово», «гениальное» изречение.

Да, жить надо по совести, а совесть должна быть чистой. Но для этого лучше не иметь троих детей в таких условиях — совесть будет мучить, что ты им дал.

Если будете еще писать загадки на темы этики, пожалуйста, материал: мне 31 год, получаю 150 рублей, жена тоже 150 (до 1975 года получала 70), сыну 7 лет. Живу в старом доме с печным отоплением, 14 квадратных метров. Учусь заочно на IV курсе политехнического, работаю каменщиком.

Был романтиком. Но не так это просто! Был защитником правого дела в конфликте, не сумел доказать правоту, нет подготовки. Хочу жить только честно, по совести, но получается в таком случае, что я эгоист. Да, молодежи надо помочь найти свою дорогу в жизни. Наука, производство, семья, хобби, только, за что ни возьмись, все требует отдачи, всего себя, всего!

Андрею могу сказать: развилку он давно проехал. Но это не значит, что можно пасть по уши в грязь. Борись за правду и совесть. И не следует ставить себя в позу великомученика.

Владимир Ш., г. Петропавловск

…Если не слишком обращать внимание на задиристый тон, согласится ли читатель, что в письме отчетливо выражена потребность в этических знаниях, в подготовке для умелого, верного разрешения конфликтов?

Письмо № 7

Человек ни в чем не замкнутая система.

Есть предрассудки, есть привычки, как отголоски наследия прошлого, есть неопределенность, которая сбивает с толку, и есть моральное зло, с которым порою соглашаются, а когда видишь, что зло — оно сильное, наступает конфликт. Неужели нет правил — как в этом конфликте побеждать? Иногда наступает моральный тупик: казалось бы, что все известно, и в то же время нет общей точки зрения, общего сильного мнения для победы над тем, что мешает нам в нашей жизни. Собрать всю мудрость века воедино, чтоб в пепел зло, мешающее жить.

Ю. Синютин, г. Дивногорск

…Согласны ли вы с предложением обучаться тому, как побеждать в конфликте?

Письмо № 8

Андрею Оксюте.

Товарищ! Жму твою руку. Не о быте главная забота человека. И надо бороться с теми, кто в любом мало-мальски ответственном вопросе становится «человеком маленьким», а свое благополучие ставит превыше всего. Здесь твоя моральная правота неоспорима. Верю, что ты не пойдешь на попятную. Побеждай. По-деловому. Вежливо, но напористо.

Мои семейные и бытовые условия близки к твоим. Но я скажу: «Мне ничего не надо». Гордиться бытовыми неурядицами? Нет, и еще раз нет. Преодолевать их в случае необходимости — другое дело. Для кого мы растим хлеб, строим города или, к примеру, поддерживаем в исправности линию связи? Для государства, а значит, для себя. И сразу представилась мне твоя жена, Андрей, в эту самую «любую погоду», в любое время суток, когда ты на линии. Она с заправским видом садится на мопед или впрягается в санки, чтоб доставить детей на место. Легко ли ей? Много ли у нее времени остается, чтобы развиваться гармонично? А если нет, то не быт ли «съедает») это время? Отбросив многословие, могу сказать: я за большую дружную семью, за устроенный быт, который бы как можно в меньшей степени отвлекал от основной работы и от борьбы за честное выполнение обязанностей для государства, для всех и для себя.

Людмила Заварзина, г. Минск

Правильно ли оценивает автор письма позицию Андрея Оксюты в его отношении к быту и к гражданским нравственным обязательствам?

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *