Духовное бытие людей

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (Пока оценок нет)
Загрузка...

Осмысление духовных ценностей.

Осмысление духовных ценностей в стране и мире настоятельно требует в полной мере возродить и развивать применительно к острым кризисным обстоятельствам культурно-гума-нистические идеи и идеалы мировой и русской философской мысли в их высоком духовно-нравственном назначении. «Если в духовном мире философии нет, — писал великий гуманист XX века Карл Ясперс, — то задача, по крайней мере, должна состоять в том, чтобы показать, какой она бывает, привлечь взгляд к великим философам, не позволять выдавать незначительное за великое, пробудить у молодежи вкус к подлинной философии»

[16]. Сегодня это диктуется логикой духовного и социального прогресса, который может осуществляться лишь философски осмысленными усилиями творца, реализующего в труде и в жизни всю совокупность подлинно человеческих интересов, способностей и дарований. Согласно К. Ясперсу, Христос, Будда, Конфуций, Пифагор не говорили о том, каков сам мир, в котором мы живем, а скорее внушали людям принципы, по которым нужно жить в этом мире, чтобы быть достойными его. По своей сути все это есть не что иное, как проблемы философии духовности.

По мнению русского философа Н.А. Бердяева, духовность есть некое внерациональное начало в каждом человеке, которое выводит его за пределы необходимости, ставит как бы «по ту сторону» предметного мира или «по ту сторону» рационального мышления. И в то же время человек, сотканный из плоти и вписанный в порядок общественного бытия, обладает своим собственным духом. Н.А. Бердяев, отстаивая свободу и достоинство человека как творца духовной культуры, писал, что дух одновременно и трансцендентен (лат. transcendens — выходящий за пределы), то есть находится за границами опыта, сознания, и имманентен (лат. immanens — свойственный, присущий), то есть внутренне укоренен в предмете, явлении. «Дух не тождественен сознанию, — утверждает философ, — но через дух конструируется сознание, и через дух же переступаются границы сознания…» [17]. Духовное познание развивает в личности мировоззрение. Только сформировав то или иное мировоззрение, она оказывается способна к духовному самоопределению в жизни. Мировоззрение служит неким мостом, который связывает духовность человека с миром его природной и общественной жизнедеятельности.

Человек легче улавливает отблески духовного света, когда сосредоточивает свое внимание на некоторых специфических областях реальной жизни. Никогда еще время не ставило столь остро необходимость философско-нравственного прозрения людей и одухотворения всего происходящего в мире, стране, решительного отказа от стереотипов мышления, обветшалых моральных догм в целях радикального обновления духовности каждого человека и общества в целом как на переживаемом ныне отрезке времени, так и в обозримой эпохальной перспективе. Сегодня мы живем в действительно суровую эру разрушающихся и исчезающих духовных традиций. Но вместо появления новых истинно духовных ценностей посредством обнаружения иных уникальных смыслов достойной жизни происходит нечто обратное. Универсальные ценности прошлого приходят в упадок. Разрушаются идеалы гуманизма. Поэтому многие люди охвачены чувством бессмысленности, пустоты жизни, ее безысходности.

Особенно актуальна моральная проблематика для России, которая ищет свой путь в будущее и стремится преодолеть глубокие духовные травмы, нанесенные российскому обществу так называемыми «демократическими реформациями». Не случайно духовно-философская миссия представляется в настоящее время жизненно необходимой для каждого человека, который всерьез намерен заниматься духовно-творческой деятельностью. Пророчески назидательно и весьма тревожно звучат сегодня слова русского поэта Ф. Тютчева:

«Не плоть, а дух растлился в наши дни,

И человек отчаянно тоскует…

Он к свету рвется из ночной тени

И, свет обретши, ропщет и бунтует».

Конечно, чтобы человек мог сам найти смысл жизни даже в эру разрушения духовных начал, он должен всегда придерживаться принципов высокой морали, быть в полной мере наделенным способностью к совестливому анализу своего и общественного бытия. Еще И. Кант настаивал на моральном воспитании, чтобы восстановить в правах добрые задатки во имя победы в борьбе с человеческой склонностью к злому. Такая победа возможна только посредством совершения революции в образе мыслей и чувств каждого человека, она требует наличия общественной потребности в совести. Внутренние процессы и ощущения, связанные с совестью, всегда интуитивны и весьма критичны. Только они являются эффективным катализатором осуществления человеком добрых дел. На протяжении всей жизни вновь и вновь совесть «приказывает» человеческому индивиду совершать поступки, зачастую противоречащие привычным стереотипам и тому, что иногда проповедуется официальной властью. Уникальный смысл совести заключается именно в том, что это универсальная духовная ценность человечества, существующая для осмысленного совершенствования человеком общества и себя в нем. Таким образом, творится новая -нравственная философия, создаются иные духовные ценности.

Естественно, все это касается и ученых, работающих в медицинской сфере, и практических врачей. Дело в том, что им по характеру своей деятельности необходимо иметь ярко выраженную человеческую и профессиональную совесть, что в принципе невозможно без высокой естественнонаучной образованности и хорошей философской осведомленности. Основная задача философского образования в медицинских вузах ныне состоит не в том, чтобы довольствоваться передачей медицинских традиций и естественнонаучных знаний, а в том, чтобы совершенствовать духовный мир медиков, который дает им возможность находить уникальные смыслы жизни и деятельности. Медицина как важнейшая часть общечеловеческой культуры не может духовно самораскрыться вне особой философской миссии. Поэтому студентам-медикам с первого же дня своего пребывания в вузе необходимо чувствовать в его стенах климат всеобщего уважения к утонченной философской духовности врача. А такая духовно-интеллектуальная и нравственная атмосфера возникает только в результате естественного сопряжения медицины и философии.

Бесспорно, что философское прозрение предполагает развитие у врача или любого другого специалиста-интеллектуала особого рода мышления — метафизического, то есть наиболее умозрительного, а главное, независимого от разного рода частностей. Речь идет о так называемом «объемном» философском раздумье философов о фундаментальных принципах бытия природы, дающем целостное знание, отличное от частных представлений об отдельных вещах и явлениях. Ценившие именно этот способ познания жизни древнегреческие врачи-мыслители догадывались, что новое (философское) мышление врача-целителя «управляет всем при помощи всего» (Гиппократ). В античности даже само слово «философия» было синонимом зарождающейся теоретической мысли. Именно в период эллинизма это слово получило в интеллектуальных кругах медиков широкое распространение. Философия в медицинской сфере стала пониматься как «такое занятие, которое имеет дело только с фундаментальной теоретической мыслью» (Гиппократ). Формирование предметно-специфического, понятийного мышления началось с постижения известных тогда естественнонаучных дисциплин. А затем уже происходило ознакомление с общефилософской, то есть с метафизической, методологией духовно-нравственного ориентирования в противоречивом потоке эмпирических медицинских сведений.

Сегодня работа познающего ума студента совершается как бы в двух сферах (направлениях). Первая — сфера естественнонаучных дисциплин, где интеллект будущего специалиста нацелен больше на запоминание и понимание конкретных данных о природе в их причинной взаимосвязи и взаимозависимости. Вторая — сфера философии, где пытливая мысль студента уже «умозрит» на материале имеющихся фактов целостную картину мира (философия, кстати, изучает не мир в целом, а мир как целое) и определяет общечеловеческие ценности. Это «раздвоение» в умственном постижении бытия студентом не только не снижает уровень общеобразовательной и специально-медицинской подготовки студентов, но и активизирует их интеллектуально-творческие потенции, способствуя формированию предметно-специфического, понятийного мышления. Философия предстает как целостная система ценностных знаний, духовных сил и мировоззренческих позиций человечества, институциализированных, отвечающих критериям объективности, истинности, хотя в них и нет жесткой научной категоричности и очевидной эмпирической достоверности. Она в высшей степени теоретичности предполагает наличие профессиональных и нравственных сюжетов в духовном мире специалиста-интеллектуала.

В совершенном понимании философия как учение об использовании знаний с целью сознательного управления человеческой судьбой, изменения действительности, «постигнутой в понятиях», — результат долгого и сложною развития духовного менталитета человечества в целом и сугубо индивидуального его проявления как живого образа духовной культуры. Кроме того, кардинальное изменение внешнего мира, его приспособление к нуждам человека не может быть самоцелью. Природный мир призван служить всему человечеству, его естественным потребностям, духовным интересам, улучшению и нравственному возвышению жизни людей, а значит, органически увязываться с их самоизменением, самосовершенствованием, самоосвобождением. Внешние изменения природы и внутреннее самоизменение личности находятся (должны находиться) в отношениях прямой и обратной связи, питать друг друга, при явной доминантности имманентно-спонтанного человеческого начала.

В разное историческое время мыслящие люди к проблеме духа и духовности относились неоднозначно. Религиозные мыслители и философы, ученые и медицинские работники, деятели культуры и искусства, литераторы и журналисты специфически, а порой и с совершенно противоположных позиций объясняли феномен духа, обосновывали философию духовности эпохи и народа. Они глубокомысленно рассуждали о возвышенной духовной культуре, а также о духовной инфантильности отдельных людей, спорили о базисе духовного здоровья общества и духовной ситуации времени, о назначении человеческого духа и его потенциале. Нередко при этом дух неоправданно отождествлялся с интеллектом. Многое о духовности человека со временем лучше поняли, во многом достаточно основательно разобрались. Освобождение же от оков религий и пут догматических учений привело к раскрытию духовного разнообразия жизни человека и изумительного потенциала его нравственных возможностей. Но сама задача философского осмысления и научного объяснения духовной природы человека как единственного на земле социально-интеллектуального существа никем не была решена до конца. Поэтому и сегодня интерес к ней не только не убывает, но и заметно расширяется и углубляется [19].

Духовность как социально-объективированное состояние внутреннего мира личности побуждает мыслителей из различных областей знания и веры к философским размышлениям о природе человека и роли в ней проявлений духа. «Философия, -справедливо заметил еще Н.А. Бердяев, — есть творческое осознание духом смысла человеческого существования» [20]. Понятно, что философское постижение феномена духовной реальности всегда было сверхактуально. Однако сегодня особенно остро проявляется потребность культурного, образованного человека в философском осознании духовного состояния общества, но прежде всего своего собственного. Ни для кого не секрет, насколько судьба каждого индивида, общества, человечества в целом зависит от состояния духа, его потенциальной силы, уровня самораскрепощенности, степени достигнутой независимости от каких-либо политико-идеологических установок, общей гуманистической направленности и т.д.

Кризис духовности всегда и везде начинается с утраты смысла жизни, с деформации основных общечеловеческих ценностей — таких, как достоинство, честь, совесть, социальная ответственность, порядочность и т.п. Но высшая фаза духовного кризиса наступает тогда, когда утрачивается чувство уверенности в себе, особенно если исчезает осознание собственного достоинства. Выход из такого состояния возможен только в результате выработки принципиально новых ценностных начал в жизни. Стоит отметить, что такие вдохновенные, возвышенные начала общественного бытия людей всегда формирует гуманистическая философия медиков.

Итак, духовность расширяет, актуализирует смысл жизни людей, их сознательной деятельности по преобразованию природы, общества и сущности человека. Исходя из этого, становится понятно, что многие психические расстройства у современного человека связаны не столько с душевными, сколько с духовными расстройствами, и прежде всего с потерей смысла жизненной ориентации. Отметим также, что формирование хорошего специалиста и творческой личности в принципе невозможно без овладения философской культурой осмысления действительности, своей роли в совместном преобразовании общественного бытия.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *