Философия и возвышение духовности.

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (Пока оценок нет)
Загрузка...

Возвышая духовность, сфера которой почему-то оказалась стесненной обстоятельствами жизни, философия решает, может быть, свою главную задачу. Она возвращает людям сугубо человеческие начала: глубокий разум, возвышенную любовь, крепкую волю, гражданское мужество, честь, чистую совесть и т.п. Она удовлетворяет исходные общечеловеческие духовные потребности любой личности.

Живя в условиях своего рода «духовного цейтнота», человек стремится активно и целенаправленно избирать нужную ему информацию, отбрасывая все то, чем можно пренебречь в жизни. И в этом ему призвана помогать и помогает гуманистическая философия. В качестве духовной культуры она выступает очень давно, пожалуй, с самого своего зарождения. Мыслящее человечество вот уже 30-40 тысяч лет стремится к познанию и пониманию сущности своего внутреннего мира, своей духовности. И хотя религия всегда была нацелена на то, чтобы держать под контролем духовный мир человека, она не могла управлять развитием духовной культуры. Эта функция стала особой привилегией философии.

Если психология есть учение о душе, то философия — это учение о духе. Идеалистическая (объективная и субъективная) и материалистическая философия, используя данные естественных и гуманитарных наук, а также традиции отцов церкви, вот уже многие тысячелетия осмысливает феномены духа и развивает их. С понятием «дух» связаны многие проблемы понимания сущности человека. Если при рождении индивид обретает только плоть (организм), то в философском постижении смысла жизни он развивает свой дух и потому становится демиургом (греч. demiurgos — мастер, творец, создатель) своей судьбы. Довольно часто человек оказывается в плену стереотипов и привыкает к существованию по принципу: «нужно жить, как все». Однако в этом случае человеческая личность теряет силу духа, что немедленно приводит к утрате ею самобытности и оригинальности. Философия играет исключительную роль в высвобождении человеческого духа из плена «мещанского болота», бесцветного существования, но особенно в воспитании человека-творца, созидателя.

Свободный дух — это бьющая ключом внутренняя энергия человека, которая мобилизует, направляет и вдохновляет личность на великие гуманные поступки. Философски осмысливая знания о самом себе и внешнем мире, человек незаметно для себя высвобождает тем самым свой дух для созидательной деятельности. Дух способен вырвать личность из пут жесткого детерминизма материального бытия для более полного самовыражения в истинно человеческой жизнедеятельности, где получают воплощение творческое мышление и твердая воля, честь и совесть, воображение и интуиция, чувства и эмоции. Иными словами, в результате духовного высвобождения индивид становится демиургом не только новых вещей, но и самого себя как творческой личности. Современный русский философ М.М. Бахтин (1895-1975) обратил внимание на чрезвычайно важный момент в жизнедеятельности человека, а именно на то, что «душа — это дар моего духа другому». Дух — это показатель внутренних (потенциальных) сил и побуждений каждой человеческой личности. Душа — способ его внешнего проявления. Дух характеризует человека как сильную личность, способную на большие дела. Душа — это открытость и расположенность к людям. Дух, как правило, возвышен, душа — щедра. Кстати, рассуждая об особой миссии русского народа, Лев Толстой говорил, что это самый великодушный народ в мире.

Душа (душевность) человека открывается другому только потому, что у него сильный и светлый дух. Эти уникальные внутренние проявления человеческой личности и развиваются философией. Без силы духа личность попадает в плен социальной зависимости, без душевности — теряет гуманность. Все философское богатство в человеческом сознании «превращается» в силу духа личности, но только тогда, когда она, преодолевая узкие рамки индивидуализма, объединяется с себе подобными. А высвобожденный философией дух «ломает» не только все физиологические перегородки, но и все мировоззренческие препоны, идеологические различия — своей устремленностью к добру, истине, красоте жизни, интеграции научного знания о мире, жизни, человеке в единую духовную ипостась бытия. «Когда мы встречаем кого-либо, кто по-настоящему загипнотизирован философской проблемой, — пишет современный английский философ Роберт П. Вольф, — мы должны попытаться облегчить его горе, разложив проблему и показав тем самым, где он ошибся и как ему вернуться к обычному здравому смыслу» [28].

Сфера возвышенной философской духовности — действительно очень сложное общественно-природное явление, имеющее особое гуманистическое свойство, предопределяющее как судьбу каждой отдельной личности, так и развитие социальных групп, классов и целых народов. Не случайно, видимо, теме духовности сегодня стало придаваться основное значение во всех гуманитарных дисциплинах, но прежде всего в философии. Это происходит потому, что только философия как интеллектуальная проекция жизни и наиважнейшая нравственно-этическая часть человеческого духа, его социально-моральная объективизация способна обеспечить всеобщий расцвет общественной культуры. Духовная жизнь общества, формируясь за пределами сознания личности, образует особое пространство объективно

го взаимодействия индивидуальных культур как своеобразных центров воплощения философского духа. В этом смысле уже можно говорить о духе народа, класса, социального слоя, эпохи. Так, Г. Гегель о духе народа писал: «Он есть определенный дух, создающий из себя наличный действительный мир, который в данное время держится и существует в своей религии, в своем культе, в своих обычаях, в своем государственном устройстве и в своих политических законах, во всех своих учреждениях, в своих действиях и делах. Это есть дело, это есть этот народ» [29].

В таком виде духовность эпохи как бы превращается в квинтэссенцию нравственной ориентации личности, да и всего человечества, в стержень мировоззрения, методологическую основу познания и содержание аксиологии. Она становится основной частью социально-моральной атмосферы, формируемой определенной общественной средой и происходящими в обществе событиями. Духовность, в свою очередь, поддерживает состояние равновесия ценностей, при этом предпочтение отдается творчеству и созидательному труду в науке, искусстве и философии, а также служению общественным целям, возвышающим человека. Сформировавшийся таким образом духовно-нравст-венный компонент исторической эпохи как бы отрывается от своей материальной субстанции и довлеет над умами людей, «канонизируя» их дела, поступки, моральный и политический выбор народов, их волю и устремленность к лучшему будущему.

Духовность, будучи комплексной социально-познавательной проблемой философии, стала в наши дни ведущей темой в работах многих неординарно мыслящих специалистов: деятелей науки, культуры, ученых-медиков, а не только, как прежде, отцов церкви. Кстати, ими уже сделаны принципиально новые и весьма примечательные наблюдения в сфере познания внутреннего состояния человека, то есть феномена духа. Интересно, что именно в духовности многие современные исследователи видят величайшие человеческие достоинства. Только духовность, утверждают философы и социологи, культурологи и психологи, объединяет интеллектуально-творческий потенциал личности с нравственным, гуманистическим смыслом ее жизни и социально-практической деятельности. Кстати, чем больше накапливается сведений о духовных началах людей, тем полнее постигается смысл их жизни — вечная проблема философии. Последняя, будучи сложным духовным образованием, утверждает гуманистические идеалы, учит верить в Истину, Добро и Справедливость, формирует в обществе здоровый нравственный климат. Все эти функции наиболее ярко проявляются в общении людей, естественном сопряжении человеческого духа с индивидуальным и социальным поведением.

Философия как одна из интеллектуальных форм духовноаксиологического раздумья о целях и природе рационального постижения мира, смысла человеческой жизни, а также определения границ, творческих пределов человеческого разума в преобразовании действительности относится к числу особо уникальных и феноменальных гуманитарных дисциплин. Для ее постижения требуется не только значительное умственное напряжение, но и порой немалое личное мужество. Ибо ответственная философская мысль, претендующая на «суд» высочайшей духовной миссии культуры современной эпохи, призвана всегда и во всем быть ее критической совестью (Кант). А философская рационализация научного поиска в медицине, новые теоретические парадигмы биосоциальности человека совершенно по-другому определяют сегодня характер духовных проблем в системе здравоохранения. Речь идет о философско-нравствен-ном отношении к раскрытию содержания и установлению основополагающих понятий медицины: здоровья, нормы, болезни т.д. Кстати, в истории многих прогрессивных российских медико-аналитических учений и философских парадигм существенным моментом всегда были нравственные составляющие медицинской реальности, включающей такую важную часть, как медицинская теория этики. Развитие философско-медицинской мысли в России в некотором смысле является первопричиной рождения и эволюции специфического предметно-понятийного мышления (Н.И. Пирогов) и нравственной ответственности медика.

Философия, как, собственно, и любой другой абстрактнотеоретический способ познания мира, общества и человека, всегда ассоциируется с духовной спецификой предметно-понятийного мышления. Она предполагает прежде всего рациональ-но-этическое объяснение окружающего мира, основанное на критическом разуме и этическом (в медицине — деонтологическом) сознании. Однако философско-этическое мышление медика принципиально* отличается, например, от логико-математического мышления физика. Медик способен оценивать переживаемый природный факт как опыт личного осмысления, персонального осознания острых противоречивых природных и общественных событий и себя в них. Все это и придает изучению современной философии особую духовную нацеленность, развивающую интеллектуальную ментальность медиков в общей системе гуманитарного и медицинского учебно-образователь-ного цикла. С другой стороны, здесь неизбежны немалые учебно-методические затруднения, которые мешают преподавателям освобождаться от неоправданной морализации и навязывания философских проблем.

В связи с этим нельзя не сказать о том, что в современную эпоху духовной деградации населения России моральный и вообще культурно-образовательный потенциал явно не в чести у сильных мира сего. Так, С. Кириенко, будучи Председателем Правительства России, заявлял, что России нужны не ученые, а продавцы. Планировалось даже закрыть некоторые вузы. А отнюдь не рядовой представитель новой «духовной элиты», бывший депутат Госдумы К. Боровой, конечно же, имел свой «философский» резон, говоря, что в России высшее образование не нужно. Оно, по его признанию, ему лично приносило только вред [30]. Подобные новые «культурно-философские» ориентирования не могут не настораживать мыслящего человека. В памяти многих поколений людей сохранилась аксиома: без образования у народа не может быть достойного будущего. А высшее образование — это путь к возвышению социально-культур-ного потенциала общества, ибо оно составляет интеллектуальный и нравственный стержень духовной жизни и глубокий гуманитарный смысл творческой, созидательной деятельности, оказывая влияние на развитие культуры всего человечества. Только от высокообразованных людей, обладающих доблестным духом, способных на подвиг во имя людей, зависит защита необходимых гражданских свобод и достаточная стабильность общественной жизни.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *