Философское основание культуры

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (1 оценок, среднее: 5,00 из 5)
Загрузка...

Социокультурная реальность.

Социокультурная реальность (лат. socialis — общественный и realis — действительный) — это способы и формы жизни людей, складывающиеся в результате творческой деятельности человека и выражающие смысл исторического процесса. Она во многом определяет и механизм заимствования конкретным обществом тех или иных форм организации жизни у других обществ. Это есть сознательно создаваемая среда общественного обитания людей в виде искусственной социальной надстройки над естественной природой. Поэтому под социокультурной реальностью понимают такую сферу совместной жизнедеятельности людей, в которой наиболее полно реализуется творческий потенциал человеческой личности по преобразованию внешнего мира (природы и общества) и себя в нем. Это, можно сказать, особая духовная атмосфера, окружающая человека, способная менять образ его жизни и деятельности, а также бытия различных слоев общества, классов и социальных групп. Ее содержательную сердцевину определяют конкретные общественные отношения и связи, а также различные формы общественного сознания, идеология, исторические традиции, народные пристрастия и национальный менталитет.

Античная, средневековая, возрожденческая культуры — это суть конкретно-исторические типы общественного бытия, соответствующие различным эпохам истории развития человечества. Исторически предшествующая культура не всегда исчезает, она обычно переносится в последующие эпохи, так что наряду с различиями (порой и очень существенными) имеют место черты большого сходства, свидетельствующие о культурной общности народа на протяжении его многовековой истории. Содержание социально-культурной реальности во многом зависит от качественного состояния исторического времени, или, говоря иначе, от степени проявления таких чисто человеческих компонентов в жизни и деятельности людей, как наличие у них политических свобод, уровень социальной справедливости, совесть, честь, достоинство, любовь к ближнему и т.п. Все они, будучи философски осмыслены, становятся органическими частями единого целого — культуры.

Можно сказать, что в ходе созидания социальной реальности из массы исходящих из сферы культуры идей осуществляется своеобразный гуманитарный отбор по различным, обусловленным особенностями развития данного общества и конкретной эпохи, критериям. В итоге какая-то часть этих предложений, отвечающая духу времени, получает «путевку» в социальную жизнь и органично вплетается в объективный ход истории. И если в каждом конкретном случае люди действуют осознанно, то суммарный итог их действий, фиксирующий, что именно включается в дальнейший ход общественного развития и какие побочные результаты этому сопутствуют, оказывается объективным, независимым от сознания действующих субъектов. Люди создают свою историю, но гуманитарные последствия их действий складываются под влиянием массы различных обстоятельств, объективных условий и естественных закономерностей.

Социокультурная реальность, являясь источником саморазвития общественного бытия людей в результате их конкретно-исторической практики, наполняет жизнь и деятельность каждой отдельной личности определенными нравственно-этическими смыслами. Без преувеличения можно сказать, что социально-культурная реальность является общественным институтом духовно-интеллектуального развития личности и обогащения сферы ее ценностей с целью раскрытия всех природных способностей человека. Социокультурная реальность, по сути, служит неким гуманитарным «наполнителем» человека как общественно-исторического субъекта. По известному выражению К. Маркса, она представляет собой «производство человека как возможно более целостного и универсального продукта общества» [7]. Действительно, социально-культурную реальность можно сравнить с «производством человека», ибо только культура прямо соотносится с общественным развитием индивида как личности. Поэтому вполне оправданно искать смысл данного понятия в целенаправленном саморазвитии и культурном возвышении человека.

Многогранная культурная деятельность индивида и общества представляет основу созидательного процесса, в котором качественно изменяется и общество, и человек как исторический субъект культурной деятельности. В этом процессе происходит становление личности, ее полная социализация, всестороннее духовное обогащение. Все более гармонично сочетаются интересы и потребности личности и общества. Развитие культуры предполагает активизацию воздействия человека на все структуры и функции общества. Между тем одной активности здесь недостаточно. Она обязательно должна быть разумной. К. Маркс замечал, что «культура, — если она развивается стихийно, а не направляется сознательно…, оставляет после себя пустыню…» [8]. Активно воздействуя на общество и сознательно преобразуя его в своих интересах, человек меняет и свою собственную суть. С этим, конечно, можно и не соглашаться, но неоспорим очевидный факт, что развитие и совершенствование всех человеческих качеств связано не только с его генотипом, но и со способом его приобщения к социальной деятельности.

Люди, поскольку все они живут и действуют в конкретноисторических условиях, объективно объединяются определенной культурой, то есть существуют не только в пределах природной среды, но и в условиях самобытной социокультурной реальности. Необходимо об этом своеобразии бытия человека помнить всегда, так как именно социально-культурная реальность раскрывает его творческий потенциал, повышает уровень его общего развития. Этим объясняется потребность в философском осмыслении социокультурной реальности, ее роли в жизнедеятельности конкретных людей и общества в целом. Только философский анализ закономерного развития всех общественных отношений связывается с рассмотрением уровня социальной культуры человека и его личной заинтересованности в постоянном развитии, самосовершенствовании. Не «блаженство от культуры», а «достоинство от культуры» — вот что должна давать человеку конкретная социально-культурная реальность. Цель ее существования заключается не в воплощении эфемерной справедливости на Земле или некой абстрактной свободы, а в истинной интеллектуальной и нравственной развитости каждого члена общества.

Истинная культура означает не господство человека над природой, а искусство его владения и управления собой. Непонимание индивидом своего предназначения во Вселенной губительно прежде всего для него самого. Он обязательно должен осознать свою органическую взаимосвязь с Космосом. Такое осознание является главным условием его собственного выживания, а также спасительной панацеей для природы планеты. В настоящее время человек оказался перед дилеммой — либо он научится управлять собой и тем самым освободится от низменных качеств своей натуры, либо каждая его творческая инициатива будет опасна для его же существования.

Длительное время отношение к культуре было связано с так называемым чистым ценностным подходом, согласно которому индивиды и целые народы рассматривались как культурные и некультурные, развитые и неразвитые. История различных сообществ, народов и их культурной среды действительно развивается весьма неоднородно. При этом, кстати, рождение ценностных ориентиров всегда предшествует становлению новой культуры. «В культурной жизни возникают сложные проблемы политического, социального и интеллектуального движения, — писал В. Виндельбанд (1848-1915). — Это создает в ценностном понимании жизни совершенно новые моменты и глубоко идущие изменения такой силы, о которой прежде и не подозревали» [9].

Личность, сформировавшаяся в рамках той или иной системы координат общественных ценностей, обладает особым менталитетом, определенными стереотипами мышления и поведения. Так, личность, действующая в системе высоких общественных ценностей, чувствует себя в ней уютно, свободно. Переход ее в иную сферу ценностей ведет к перестройке всей совокупности сформировавшихся у нее культурных навыков. Определяя понятие «ценность», как правило, указывают на внутренние важнейшие потребности человека. В первую очередь он нуждается в воздухе, воде, пище, жилище и т.д. Все это составляет объективные условия жизни человека. Их значимость совершенно очевидна, но это предмет естественнонаучного, а не философского свойства. Философия же интересуется потребностями, которые отражают культурные факторы: какая пища, какое жилище и т.п. Конечно, речь идет не об утилитарных вопросах (холодная или горячая пища, богатая белками, жирами, углеводами или бедная и т.д.). С позиции философии рассматриваются приобретенные человеком новые вкусовые подходы в оценке предметов потребления (с точки зрения красоты, моды, соответствия традициям и т.д.). Поэтому само собой разумеется, что философский анализ содержания социокультурной реальности не исключает ни ценностной характеристики сообществ людей, ни сравнения их как более развитых или менее развитых, как более или менее духовно обогащенных и т.п.

Социокультурная реальность по своей сути является реакцией на человеческие запросы и интересы, она не существует вне созидательной деятельности человека. Несомненно, что культура людей всегда есть некое общечеловеческое достижение. Столь же несомненно, что всякий философский анализ предполагает особые философские интерпретации культуры. В традиционном смысле культура означает исторически совокупное сотворение людьми нового мира — «второй природы» (Маркс). Но отличая социально-культурную реальность от естественной природы, ее не следует отделять от общества. Творчески-созидательная деятельность исторического человека превращается в особое его качество — надбиологическое, иначе говоря — сверхприродное. А морально-правовая система связей и отношений, складывающихся между людьми, позволяет компетентно регулировать социально-индивидуальное поведение человека.

Социокультурная реальность не есть какое-либо производство, какая-либо предметная деятельность, наука или медицина, искусство или религия, политика или экономика. Она выступает как качественное пространство деятельности людей, как поле реальной свободы их мышления и поведения, содержащее в себе целостность отношений как к самой деятельности, так и к ее результатам. Подчеркнем, что духовно-нравственные отношения в обществе — центральный элемент этого явления, определяющий как его характер, так и внутреннюю архитектонику и направленность. Специфика социокультурной реальности состоит также и в том, что, представляя собой общественные ценности, она в то же самое время есть характеристика различных проявлений общественной жизни с точки зрения ее изменения и развития. Все сказанное позволяет сделать вывод, что социально-культурная реальность должна рассматриваться в различных качественных аспектах: с одной стороны, как важнейший фактор самой общественной жизни, с другой — как ее внутреннее самовыражение, а с третьей — как ее духовное качество.

Наличие высокой духовной культуры отличает человеческое общество от мира животных. Любое сообщество людей предполагает духовное сотворчество в процессе создания соци-ально-культурной реальности. Выражаясь философски, культура стала уникальным способом формирования системы новых цивилизованных видов общения, которые развиваются и передаются из поколения в поколение, наполнясь новыми социальными смыслами. Превращение истории человеческого сообщества во всемирную историю означает становление и новой социально-культурной реальности в масштабах всего человечества. Современные глобальные проблемы, проблемы выживания стимулируют становление новой (глобальной) культуры. Будучи качественной характеристикой общественной жизни, глоба-листская социально-культурная реальность выступает как явление сложное и разностороннее. В связи с этим она должна быть рассмотрена в различных аспектах ее функционирования, но прежде всего — через призму философского морфологического анализа.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *