Религия как феномен культуры

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (Пока оценок нет)
Загрузка...

«Религия пагубна не только в умственном, но ив нравственном отношении».
Рассел

Определение сути религии, ее места и роли в культуре — одна из сложнейших проблем философии. Религия представляет собой особый способ догматического осмысления нравственно-мистического бытия человечества, независимое экспликационное (лат. explicatio — объяснение) метафизическое раздумье о смысле человеческой жизни.

В самой общей форме феномен религии предстает как рефлексия на теологию или теизм, связанные с обоснованием тех или иных религиозных конфессий. Порой она служит почвой для формирования бредовых идей, приводит к фантастически искаженному восприятию действительности. Однако в религии надо различать ее специфическую форму и то общекультурное, нравственное содержание, которое исторически принимало данную форму и накапливалось в ней.

Религия как явление.

Религия как явление, присущее человеческому обществу на протяжении всей его истории и охватывающее до настоящего времени большинство населения земного шара, оказывается, тем не менее, областью, малопонятной для очень многих людей. Одной из причин этого, казалось бы, странного факта служит то обстоятельство, что религию, как правило, оценивают по ее внешним признакам, по тому, как она проявляется в культовых обрядах, в личной и общественной жизни. Отсюда проистекает масса различных трактовок религии, усматривающих ее существо либо в элементах, являющихся в ней второстепенными, незначительными, либо даже в извращениях, которых не избежала ни одна мировая религия. Поэтому вопрос о статусе религии в общечеловеческой культуре, о том, что составляет ее сущность, какие признаки в ней являются определяющими, а какие несущественными, требует особого рассмотрения. Практически все знаменитые философы прошлого и наших дней отмечали то огромное, ни с чем не сравнимое воздействие, которое оказывают различные религии на чувства и мысли людей.

В традиционном понимании религия — это особая форма общественного сознания, отражающая бытие в неком фантастическом виде. В философском плане она представляет собой мировоззрение, включающее в себя ряд конкретных положений, без которых теряет самое себя, вырождаясь в оккультизм и подобные ему псевдорелигиозные явления. Кроме того, стоит отметить, что религия — это один из духовных регуляторов общественного и индивидуального поведения людей. Основная же ее роль, по мнению религиозных философов, состоит в том, чтобы морально помогать людям преодолевать сложные ситуации в их жизни и духовно очищать, поднимая до некоего абсолютного совершенства. Один из крупнейших религиозных философов XX века Семен Людвигович Франк писал: «Религия всегда означала веру в реальность абсолютно-ценного, признание Начала, в котором слиты воедино реальная сила бытия и идеальная правда духа. Религиозное умонастроение сводится именно к осознанию космического сверхчеловеческого значения высших ценностей» [1].

Вообще проблема религии крайне интересна, но особенно с точки зрения философского осмысления этого духовного явления в общечеловеческой культуре. Религиозная философия испокон веков была занята теодицеей, то есть осмыслением и обоснованием Бога.

Слово «религия» происходит от латинского «religio», переводимого как совестливость, святость, благоговение. И еще оно восходит к глаголу «religare», что значит связывать, соединять. Следовательно, сущность религии усматривается в особом единении человека с Богом, духа человеческого с Духом Божиим. Это своего рода союз благочестия человека с Богом. Это и чувство связанности, зависимости и долженствования по отношению к тайной высшей силе, дающей опору и достойной поклонения. Кроме того, есть и чисто этимологическое объяснение слова «religio»: некое «тщательное наблюдение» за «нуминозным» (лат. numen — сила божества). Все эти переводы латинских терминов позволяют понять религию как своеобразную установку, данную человеческому разуму в переломные моменты жизни и духовно связывающую людей, как таинственный духовный союз, благоговейное единение человека с Богом.

Многие философы, критически осмысливающие сам феномен религии, занимаются главным образом исследованием связей, которые существуют между разнообразными религиозными представлениями бытия и фантастическими проявлениями мистического опыта в жизни человека. В философской, да и в религиозной литературе религиозно-мистический опыт в основном объясняется как особое состояние сознания, интеллектуально-эмоциональной сферы. К области философско-религиозного осмысления бытия мира и отдельных людей, метафизического толкования мистико-религиозного мировоззрения человека относится осознание как наиболее устойчивых и в чем-то стабильных философско-нравственных элементов самосознания, так и подвижных, изменчивых мистических идей различных религий. Так, Клайв Стаплс Льюис (1898-1963), английский религиозный писатель и философ, всякую религиозную догматику сравнивал с географической картой. С ее помощью, считал он, можно целенаправленно плыть на противоположный берег — трансцендентный. Впрочем, все религиозные конфессии имеют свои собственные карты-схемы бытия человека, собственные догматические системы с различной степенью рациональной разработанности объяснения смысла человеческой жизни. Так, в Евангелии жизнь человеческая трактуется как «свет». Известен и основной призыв буддизма: «Будьте сами себе светильниками!».

Мировые религии, при немалых различиях, едины в том, что все они раздваивают мир: в первом люди живут физически, второй же представляет собой мир трансцендентный, в который они попадают после смерти. Мир вне живого бытия, или «мир иной», предстает в религиозном сознании людей как идеальное бытие духа, никем и ничем не связанное и не ограниченное, «Царство Божие» (Блаженный Августин). Такое осознание трансцендентного мира является специфическим способом самоощущения и представления некой совокупности мистиконравственных сверхъестественных сил, которые управляют природой и человеком. По существу, это есть воссоединение человека, его духовного мира с безусловным и всецелым началом, средоточие всего реально существующего (Вл. Соловьев). Поскольку люди живут и действуют в пространстве конкретных природно-социальных условий, в атмосфере определенной культурной среды, они вынуждены объединяться на разных духовных основаниях, в том числе на религиозных.

Существо любой религии наиболее полно и точно раскрывается в духовной жизни, которая протекает в ее недрах. Но сама эта жизнь является наиболее сокровенной стороной религии, поскольку познание ее требует как понимания ее законов, так и стремление жить по ним. Христианская религия статус особого социально-культурного института обрела в исторической жизни и деятельности человечества в результате «заключения» договора между Богом и человеком (Яхве и Авраамом). В конечном счете, это стало служить единению людей, укреплению их доверия друг к другу. Данное обстоятельство указывает на религию как на не менее уникальное и многообразное общественное явление, чем искусство или философия, наука или медицина.

Религия, подобно философии, пронизывает всю нравственно-этическую сферу совместной жизни людей, наполняя ее высоким нравственным смыслом. Она оказывается набором принципов действия божества и правил жизнедеятельности его почитателей. Поэтому совершенно очевидно, что религия выполняет и социально-регулятивную роль в обществе, причем она пробивается к подлинному бытию людей, преодолевая все его пороки и несовершенства, предостерегая людей от всевозможных опасностей.

В истории человеческой культуры рождались и умирали различные виды и формы религий. Но среди них есть и такие, которые доказали свое непреходящее значение для духовной жизни больших масс людей. Основными мировыми религиями общепринято считать буддизм, христианство и ислам. В них разработаны религиозные догмы и исходные философские элементы, характеризующие веру в Бога как уникальный духовный феномен общечеловеческой культуры. Философия, кстати, всегда осмысливала роль веры вообще и религиозной в частности в жизнедеятельности человечества. Известный немецкий философ-экзистенциалист К. Ясперс предложил использовать понятие «философская вера». Она, конечно, не выступает альтернативой вере религиозной, но позволяет образованным людям, независимо от конфессиональной принадлежности или индифферентности к религии, выходить в своем собственном мышлении далеко за пределы общепринятых представлений. По своему содержанию она противостоит суевериям, а также бездумной вере — как абсолютно слепой и грубой.

Самым древним религиозно-философским учением является буддизм. Он на пять веков старше христианства и на двенадцать — ислама. Буддизм зародился в Древней Индии в 6-5 вв. до н.э. Основателем его считается Сиддхартха Гаутама (623-544 до н.э.), достигший высшего совершенства (просветления). Постижение сути буддистской мысли требует не только умения оперировать специальными понятиями, но и опоры на веру в перевоплощения (новые рождения), не совместимую с основами рациональной философской и христианской традиций. Трудность состоит и в отсутствии средств адекватного выражения понятий буддистской мысли в западных философских категориях. Как описать, например, на языке западной рациональной философии, что такое карма — ключевая категория буддизма? Буддизм, явно выходя за пределы европейского мировоззрения, ставит и оригинально решает многие фундаментальные человеческие проблемы. Основная религиозно-философская идея буддизма заложена в особом способе осмысления кармы (судьбы), которая якобы предопределяет весь жизненный путь человека и указывает на исходный смысл его земного существования. Согласно идеям буддизма, жизнь представляет собой не что иное, как ряд проявлений, становлений и исчезновений. Мир — это постоянно возобновляющийся круговорот рождений и смертей, поток мимолетных событий. Нет никаких деятелей в мире, а есть только деяния. Нет ничего в жизни, кроме одного — вечного возникновения и становления.

Буддистское религиозно-философское учение проповедует жесткую причинность, когда прошлое диктует настоящее, а затем определяет и контуры будущего. При этом колесо космического порядка движется само собой, и будет двигаться вечно в силу жесткого сцепления причин и следствий. Отсюда следует равнодушие буддизма к земному миру, в котором измученное человеческое сердце не может найти себе отдохновения. Из всего этого делается вполне философский вывод: избавление человека от земных страданий происходит в результате глубокого сосредоточения на ощущении переживания, то есть само-погружения в состояние так называемой нирваны, или достижения блаженства, полного внутреннего (душевного) равновесия при абсолютной отрешенности от бренного земного мира. Именно нирвану буддисты считают совершенным состоянием души.

В I веке н.э. зарождается новая мировая религия — христианство (греч. Christos — помазанник), появление которого связывается с сошествием на землю богочеловека Иисуса Христа, своими страданиями и смертью искупившего грехи человечества. В христианстве дается общее представление о божьем откровении в виде чудес и пророчеств. При.этом все чудеса зависимы от веры, которая обладает приоритетом перед чудом. Последним в христианстве считается все то, что в естествознании обычно называется законом. За пределы обычных закономерностей выходит, например, триединство Бога, Бог в образе человека с его слабостями и ошибками. При этом нарушаются элементарные логические законы. Так, существование Бога выводится из его сущности, а сущность — из его существования. Или истинная мораль выводится из истинной веры, а истинная вера обосновывается наличием чистой морали и т.д. В христианстве имеется три основных направления: католицизм, православие и протестантизм.

Самая молодая из всех мировых религий — это ислам, или мусульманство, возникшее в первой половине VII века (630-631 гг.). Основателем ислама является Мухаммед (Магомет) (ок. 570-639). Как и в христианстве, в исламе оценка человека дается через призму одного единственного критерия: жесткое следование заветам Бога. Правоверным суждено вечное блаженство в раю, а грешникам — мучения в аду. Для ислама непоколебима вера в Аллаха, в святость Корана, посланничество Мухаммеда, в бессмертие души, воскрешение из мертвых в день страшного суда, вера в ад и рай, демонов и ангелов. Основные направления ислама — суннизм и шиизм.

Приведенные выше краткие характеристики мировых религий вполне достаточны для философского осмысления единства мистических аспектов в разных религиях через веру в сверхъестественное. Именно вера в святость и безупречность всех мистических установок ориентирует людей на праведную жизнь, следование трансцендентным требованиям морали.

Философское осмысление внешне различных религиозных взглядов христианства, ислама, буддизма на морально-этические ценности, мировоззренческие позиции позволит понять стремление людей к самосовершенствованию через единство философских и религиозных идеалов. Современный философ П.В. Копнин (1922-1971) писал: «Философия по своему предмету и целям отличается от науки и составляет особую форму человеческого сознания, несводимую ни к какой другой. Философия как форма сознания создает мировоззрение, необходимое человечеству для всей его практической и теоретической деятельности. Ближе всего по общественной функции к философии стоит религия, которая тоже возникла как определенная форма мировоззрения. Поэтому наука… одна не может ее заменить… Мировоззрение… не покрывается ни какой-то одной наукой, ни их совокупностью» [2]. Добавим, что оно представляет собой некий целостный взгляд на бытие, предполагает особое состояние человеческого духа.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *