Антропоцентризм как мировоззренческий и методологический принцип медицины

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (Пока оценок нет)
Загрузка...

Здоровье как «космическое» качество человека.

Здоровье как «космическое» качество человека, будучи высшей и предельной ценностью, осмысливается учеными в области естественных и гуманитарных наук, врачами и философами. Ведь это самый важный фактор общечеловеческого развития. Это состояние, выражающееся в способности индивида оптимально удовлетворять все свои психофизиологические и социальные потребности. В здоровье проявляется природный (биологический) потенциал человеческого индивида, а также его психофизиологические ресурсы и духовно-интеллектуаль-ные данные. Само слово «здоровье» имеет великое множество антропоцентрических смыслов и значений. В этой связи в первую очередь необходимо сказать о зависимости здоровья человека от процессов, происходящих в Космосе.

Проблемами здоровья уже не одно тысячелетие занимаются философия и медицина. Последняя призвана упреждать болезни и врачевать. Медиками даже выработана «метрия здоровья», то есть некие параметры количественно-качественного измерения объективного состояния организма. При этом называются пять уровней здоровья. Низший уровень предполагает простое выживание, а высший указывает на полноценную жизнедеятельность. Качественные уровни здоровья индивида имеют большое значение. Фиксируюя их, можно с успехом решать многие профессиональные задачи и давать персональные рекомендации по организации режима труда и отдыха, профилактики болезней и лечебного питания и т.д.

Если определять здоровье человека, используя философскую лексику, то получится, что оно есть не что иное, как достижение свободы на разных уровнях человеческого бытия. Русский философ Н.А. Бердяев говорил: «Идея свободы для меня первичнее идеи совершенства, потому что нельзя принять принудительного, насильственного совершенства. Все в человеческой жизни должно пройти через испытание свободы» [16]. Это утверждение созвучно мысли К. Маркса, который считал, что «болезнь есть стесненная в своей свободе жизнь» [17]. Значит, чтобы быть здоровым, необходимо иметь полную свободу для полноценной жизни. На телесном уровне следует освободить человека от физических страданий, на психическом уровне — от мук низменных страстей и беспокоящего страха, на ментальном уровне — от угрызений совести, корысти, эгоизма, грубого индивидуализма. А вот на философском (экзистенциальном) уровне надо добиться свободы творчества, чтобы каждый человек мог быть самим собой. Такой подход указывает на здоровье индивида как на единство порядка, гармонии, красоты в его теле и духе, то есть как на микрокосмос, пртивостоящий хаосу. Согласно философии русского космизма, здоровье человека есть объективное космическое явление — преисполненность сознанием тесной внутренней связи с Космосом (греч. kosmos -упорядоченное единство).

Таким образом, здоровье человека, понимаемое как некое космическое явление, выражает прежде всего надындивидуальный уровень развития его организма и духа. На космизм здоровья указывает врожденная индивидуальная способность человека адаптироваться к условиям резких качественных изменений в природной, общественной среде и духовной жизни. Здоровье может стать модулем человека, управляющим его судьбой в зависимости от сложившейся ситуации в природе и обществе.

Осмысление космизма здоровья как важнейшей научной и практической проблемы пришло к нам из глубокой древности, а именно из трудов Эмпедокла, Гиппократа, Платона, Аристотеля, Галена и многих других мыслителей. В немалой степени сегодня нужно заново переосмыслить идеи древних философов-врачей о диететике как космизме здоровья, которая опирается, по сути, на два фактора: человек — дитя Космоса и продукт общества. Космос воздействует на его способности к творчеству, созидательной жизни и деятельности. Одновременно основой формирования здорового образа жизни человека становятся философские и морально-этические установки. С детства индивид стремится выработать у себя ответственное отношение к своему здоровью как к общенародному достоянию и высшей общечеловеческой ценности.

Думая о себе и своем здоровье, необходимо строго соблюдать общечеловеческие нормы и принципы морали, регулирующие все сферы человеческого бытия. Так, корысть и зависть -это самые плохие жизненные ориентиры. Они приводят к внутренним переживаниям и страданиям, делают человека черствым, то есть морально больным.

Сохранение, но особенно возвращение здоровья людям -это фундаментальная комплексная гуманная и гуманитарная задача. Ее невозможно решить только в рамках системы здравоохранения. Большая роль здесь отводится физкультуре, культуре вообще, психологии, философии. Функция последней состоит в том, чтобы концептуально обосновывать смысл жизни человека и учить его лично осмысливать сущность своего бытия вообще и здоровья в частности. Еще немецкий философ И. Кант указывал на сугубо практическое назначение философии в жизни людей, ибо она призвана учить их жить долго и не страдать от болезней. Кстати, все это он продемонстрировал на собственном примере. В принципиальном плане диететика И. Канта содержит две максимы: знай и цени свое место в жизни и делай все, чтобы всегда и везде быть человеком. Философия здоровья, по сути, сводится к тому, чтобы обеспечить индивиду осмысленную интересную и общественно полезную жизнедеятельность. Высшим идеалом в жизни каждого человека должно быть стремление к личной свободе, нацеленность на обогащение своего сознания гуманитарными знаниями и практическими навыками для целенаправленной деятельности, саморазвитие индивидуальных способностей для свободного проявления естественных наклонностей.

Духовные ориентиры — это своего рода призма, через которую индивид воспринимает мир — внешний и внутренний. Здоровье человека как высшая общечеловеческая ценность придает определенный смысл внутренней взаимосвязи между сознанием и самосознанием. Не случайно люди издавна считали и до сих пор считают наивысшей формой выражения своего доброго отношения к кому-либо пожелание здоровья. Социально-нравственая система ценностей, указывающая на состояние духовного здоровья человека, выражает не только смысл его жизни: она еще и предполагает наличие в людях неких общих чисто человеческих качеств — таких, как внимательность, ответственность, доверчивость, заботливость, совестливость и т.п. Духовно здоровый человек в ответе за все свои действия по отношению к другим людям. Он в ответе и за каждое свое слово.

В народе существует поверье, что доброе слово приносит добро и успех в делах тому, кому оно было сказано, и наоборот, слова проклятия, злые пожелания влекут за собой болезни и несчастья.

Слово может возвысить человека, а может и унизить настолько, что при этом пострадает его личное достоинство. Еще легендарный Эзоп указывал на всесилие человеческого языка. Слово вдохновляет на подвиги, выражает радость и ласку. Но оно может сделать людей врагами, внося в их жизнь горе и зло. Слово способно огорчать и разочаровывать, оскорблять и предавать. Именно оно сегодня становится действительно самым эффективным психорациональным «инструментом» любого медика, ибо последний всегда имеет дело в первую очередь с личностью больного, а уже потом только с его болезнью. Слово врача настолько универсально и всесильно, что благотворно вляет и на душу, и на сердце, и на разум, и даже на тело. К сожалению, многие еще недооценивают воздействие злого или грубого слова на нервную систему человека, которая отвечает целым рядом негативных реакций, ведущих к заболеваниям сердца, сосудов, органов эндокринной системы и, конечно, к нарушениям психического состояния.

Философы всегда были скрупулезны в осознании роли человеческого слова в жизни и деятельности людей. Ведь это не только символ или сигнал для передачи информации. Слово всегда несет тот или иной смысл, но его каждый понимает сугубо по-своему. Так, субъективизм в умственном восприятии и эмоциональном переживании слов поэтов и философов естественен и даже закономерен. Но есть и другой аспект данной проблемы. Объективно получается так, что всякое изреченное слово есть ложь. Но эта ложь особая. Она возникает не из-за какой-либо корысти говорящего, а по причине некой объективной «невыразимости» смысла того, что он хочет сказать. Однако на данную проблему можно посмотреть и с другой стороны. Австрийский философ Л. Витгенштейн в предисловии своего «Логико-философского трактата» писал: «Весь смысл книги можно выразить приблизительно в следующих словах: то, что может быть сказано, может быть сказано ясно, а о чем невозможно говорить ясно, о том следует молчать» [18]. Об этом выводе философа необходимо постоянно помнить всем, но особенно врачам и медицинским сестрам.

Человек обретает свое здоровье лишь в тесном общении, в коммуникации с другими людьми. Более того, он становится самим собой лишь в той мере, в какой становятся самими собой люди, с которыми он общается. Главное в здоровом образе жизни — чтобы каждый индивид был причастен ко всей жизни в целом, в то же время созидая нечто незаурядное в сфере своей деятельности. Человек как замкнутая система превратился бы в ужасную нелепость. Поэтому он и является сознательным коллективистом. Взаимозависимость привела людей к необходимости взаимопомощи. Опытным путем были накоплены эффективные лечебные средства и приемы борьбы с болезнями. Многое из этого опыта закрепилось в народной медицине, а часть перешла в научную.

Таким образом, здоровье человека, вне всякого сомнения, является проблемой вечно актуальной. Практически все просвещенные люди понимают, о чем идет речь, когда в медицине или философии обсуждают эту сторону бытия человечества. «Здоровье, — справедливо утверждает философ Н.И. Слуцкий, —биосоциальный потенциал человека, организму которого имманентны саморегуляция гомеостаза под контролем механизма синтеза белка, системная интеграция функций и уравновешивание с внешней средой динамическими стереотипами» [19]. Здоровье индивида есть, скорее всего, такое его состояние, при котором он способен к естественному, гармоничному развитию без каких-либо деформаций, когда все органы его активно взаимодействуют друг с другом и содействуют нормальному осуществлению функций жизнедеятельности.

Если медицина впредь будет мыслить проблемы здоровья не только в своих собственных категориях, но и в понятиях философии, то перед ней неизбежно встанет следующий вопрос: если здоровье действительно есть наивысшая человеческая ценность, то почему же отношение к нему у людей, как правило, не является адекватным этому утверждению? Геронтологи, к примеру, философски размышляя о долголетии, ищут конкретные пути к увеличению продолжительности жизни человека. Конечно, каждому из нас хотелось бы прожить подольше. Однако важна не столько длительность жизни, сколько ее осмысленность и благополучие. Вспомним еще раз жизнь ученого и философа И. Канта. В одной из предыдущих глав мы уже рассказывали о разработанной им индивидуальной системе личного жизнеобеспечения: питания, отдыха и труда. Силой своего духа Кант поддерживал организм и психику в прекрасном состоянии. Его здоровье, которое он, кстати, сохранил до конца жизни, можно считать образцом одухотворенного единства слова и дела.

Зигмунд Фрейд около ста лет назад ввел в научное употребление термин «здоровье человеческой души». Речь идет о гармоничной взаимосвязи организма с психикой индивида. Новые естественнонаучные представления о взаимодействии психики и соматики оказались сегодня весьма востребованными как в медицине, так и в философии. В настоящее время уже никто не берется при возникновении болезненных состояний оспаривать значение взаимосвязи и взаимозависимости тела (организма), души (психики) и разума (интеллекта). Такая взаимосвязь воспринимается многими как «шанс» сформировать и до предела развить гармонию в естественном жизненном процессе. Насколько непросто достигнуть такого идеального состояния и поддерживать его, хорошо известно всем. Даже досада, психическое раздражение, простая усталость способны деформировать все параметры бытия человека, не говоря уже о физических страданиях. Следовательно, происходит нарушение психического равновесия, которое, в свою очередь, усугубляет боль.

В философской традиции поддержания здоровья самопомощь обычно связывается с рассудком, разумом, волей и т.п. Подобные взгляды выражаются в учении стоиков, этике И. Канта, философии жизни Ф. Ницше. Индивидуальная культура управления здоровьем предстает как философия здорового образа жизни, сознательного поддержания режима своего существования. Здоровый образ жизни является непосредственным результатом тонкого субъективно-личностного и духовного восприятия человеком мира, философского осознания им смысла и назначения своей жизни, овладения искусством управления жизнедеятельностью. Поэтому многие люди сознательно стремятся воспрепятствовать воздействию любых вредных внешних сил и внутренних факторов или устранить их с целью сохранения своего жизненного тонуса. И трудно, конечно, понять логику жизни тех, кто злоупотребляет алкоголем, никотином и наркотиками. Всем известно, что физические недомогания и душевный дискомфорт буквально преследуют человека, если он не умеет управлять своим рассудком, волей, чувствами, поведением. Совершенно очевидно, что здоровье есть самая дорогая собственность, которую надо сохранять всеми возможными силами. Но даже тот, кто, зная о своих душевных «шрамах» и телесных страданиях, мужественно переносит их, но не является их рабом, может достойно жить и при известных нарушениях здоровья быть вполне счастливым.

Безусловно, многое в управлении здоровьем зависит от самого человека. Но ни в коем случае нельзя игнорировать воздействие внешней среды: общественных отношений и космического «дыхания». Русский ученый и философ А.Л. Чижевский предупреждал, что «на солнечные взрывы и геомагнитные бури в первую очередь реагирует нервная система человека» [20]. У людей ухудшается настроение, снижается работоспособность, обостряются физические недомогания и психические (душевные) болезни. Не так давно на основе новейшей технологии создан прибор магнитного регулирования состояния организма. Воздействие создаваемого им поля улучшает обмен веществ, кровообращение, благотворно влияет на функции нервной системы.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *