Проблема медицинской реальности

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (1 оценок, среднее: 1,00 из 5)
Загрузка...

Медицина в системе наук.

Медицина как наука стремится опытно-эксперименталь-ным путем (с последующим рациональным обобщением данных) искать ответы на вопросы о предельных основаниях природы человека и укрепления его здоровья. Познание человеческой природы началось с появлением первых лечебных актов. Когда же возникла религия, медицина тесно связала с ней свою судьбу. В древности многие врачи были жрецами. Отметим, что первые лечебницы появились именно при храмах. Храмовая медицина тесно переплеталась с магией и колдовством. У медиков были и свои боги-наставники. Но только на основе эмпирических знаний врачей и влияния передовых философов стали появляться зачатки профессиональной (научной) медицины. Без философов, с их стремлением найти научные объяснения всем явлениям, без поиска общего порядка во взаимосвязях причин и следствий медицина не смогла бы стать наукой. Выше мы уже говорили, что хотя придворные врачи египетских фараонов весьма преуспели в медицинской практике, теоретических обобщениях и объяснении отдельных клинических случаев, высокоразвитая египетская медицина так и не выросла в науку — именно из-за отсутствия философского подхода к пониманию человека. Только греческие медики, опирающиеся на учения философов и свои собственные представления об общих законах развития природы и человека, оказались в состоянии создать теоретическую систему, ставшую основой научной медицины. Великий врач и знаменитый философ Авиценна (980-ЮЗ 7) свой труд «Канон врачебной науки» начал следующими словами: «Я утверждаю, что медицина — наука, познающая состояние тела человека, поскольку оно здорово или утратило здоровье, для того, чтобы сохранить здоровье или вернуть его, если оно утрачено».

В научных исследованиях медики часто рисковали собой. Так, например, они проверяли на себе действие новых препаратов. В XVII веке знаменитый голландский врач Ван Туль-Пси (1593-1674) предложил использовать эмблему в виде горящей свечи, которая должна была символизировать смысл жизни и деятельности всех медиков: «Свети другим, сгорая сам». Медицина стала действительно опытно-экспериментальной сферой в познании причин многочисленных тяжелых заболеваний и поиске средств и способов, обеспечивающих здоровье человечества. Сегодня в научной среде сформировалось мнение, что в медицине нет и не может быть своей собственной теории. Она чисто экспериментальна и опирается на теории других наук, прежде всего — биологии, химии, физики. Действительно, половодье экспериментальных данных буквально захлестнуло различные сферы медицинских наук. В результате возникла явственная потребность в обобщающих концепциях.

Современная медицина обязательно должна выстроить свою глобальную системную теорию. Страстные приверженцы системного подхода в медицинских исследованиях (академики П.К. Анохин, М.А. Пальцев, Д.С. Саркисов, К.В. Судаков, Н.К. Хитров и многие другие) считают, что только на его основе возможно качественное изменение научного статуса медицины в естествознании и философии. Системный подход является тем изоморфным (греч. isos — одинаковый, однозначный и mor-phe — форма) принципом, который сообщает идентичность формы всем явлениям природы и общества, живым организмам, духовным процессам и т.д. Термин «система» в медицине применяется издавна. В большинстве случаев он употребляется для обозначения упорядоченного множества преимущественно однородных элементов: «система дыхания», «система кровообращения», «нервная система» и т.п. Возрастание потребности в разработке системного подхода в медицинских исследованиях свидетельствует о том, что дифференциация наук и возникновение так называемых наук на стыке интересов побуждает к переосмыслению собственных теоретических оснований в традиционных опытно-экспериментальных работах.

Достаточно развитая теория системного подхода в медицине становится важнейшим условием повышения эффективности экспериментальных исследований. Даже технически самый совершенный и методически самый изящный научный опыт, поставленный вне рамок хорошо разработанной теории, гипотезы, открывает дорогу для авантюрного экспериментаторства. А поскольку всякое последующее философско-смысловое освоение системного подхода в медицинских науках служит исходным началом понимания проблем здоровья, оно становится в узком смысле слова методологией медицины. В историческом развитии медицины как системы наук философская мысль оказывала заметное воздействие на формирование методологии и менталитета — как у самих медиков, так и у широкой научной общественности. Это связано с тем, что в медицине изначально заложено философское отношение к целостному бытию человека, с его социальными, политическими и правовыми воззрениями, морально-этическими нормами и эстетическими идеалами.

Философия и медицина всегда идейно консолидировали всех медиков и объединяли их в некие сообщества на основе гуманного, морально-этического типа мышления и действия. В истории здравоохранения России известны попытки философско-аксиологического осмысления феномена самой медицины как части общей системы мировой культуры и науки. Именно такой работой занимались Р. Вирхов, А.А. Богомолец, А.Д. Сперанский, И.П. Павлов, П.К. Анохин, И.В. Давыдовский и многие другие. При этом они отдавали себе отчет в том, что для формирования медицины как системной науки, развития общенаучной культуры медиков необходимы научно-философские идеи и общечеловеческие моральные принципы. Философия нужна медицине вообще и отдельным медицинским наукам в частности как своего рода духовная база или как интеллектуальный источник их развития и консолидации. В этой связи следует отметить существенный рост студенческого интереса к философии. Так, в ММА им. И.М. Сеченова вот уже более 10 лет на факультете подготовки научно-педагогических кадров студенты старших курсов углубленно изучают философские проблемы медицины. А в последнее время заметно активизировалась интеграция фундаментальной академической и вузовской науки. Заметную помощь в этом процессе оказывает Методологический семинар по философским проблемам современной медицины, работающий при Президиуме РАМН с 1997 года.

В результате философского осмысления состояния современной медицины многие медицинские понятия и категории наполняются новым гуманитарным смыслом. Медики с давних пор пытаются проникнуть в сущность природного, общественного и духовного бытия человека, чтобы понять причины многих его заболеваний. Только жизнь, построенная в согласии с природой и обществом, расценивается медиками как разумная и желанная. С усложнением общественного бытия, развитием общечеловеческой культуры в целом и науки в частности значимость философского подхода в медицине значительно возрастает. Теоретические знания становятся важнейшим началом совершенствования всей сферы медицины, перехода ее в новое научное качество, главными признаками которого являются объективность, предметность, устремленность в будущее. Философия в медицине становится одним из главных факторов повышения ее уровня и эффективности, играет важную роль при проведении современных экспериментальных исследований на основе новейших технологий.

Современное философское мышление врачей и провизоров существует в различных формах: фундаментальные теории высокой степени общности, радикальные гипотезы, медицинские концепции, учения, новые методологические взгляды, концептуальные понятия, категории и сценарии в медицинской деятельности, а также планы научно-теоретических исследований. Медицинское теоретическое знание в начале XXI столетия превратится, видимо, в некий исходный компонент решения многих глобальных проблем человечества. Речь идет, к примеру, о современном моделировании предельно допустимой точки роста количества углекислого газа и предельно допустимого повышения температуры воздуха на планете (ныне она повысилась уже на 0,5 градуса). Задача медиков-теоретиков состоит в том, чтобы прогнозировать, планировать и направлять развитие жизни человечества по законам коэволюции.

Наряду с расширением экологической зоны гигиены и санитарии необходимо формировать принципиально иные постулаты медицины, которые смогут непосредственно влиять на мировозренческое осмысление многих глобальных проблем современности. Ныне обществу нужны врачи новой формации. Они должны уметь не только быстро и компетентно устанавливать причину заболевания и определять его последствия. Врач как философ просто обязан постоянно находиться в процессе саморазвития, быть умным, разносторонне мыслящим, высококвалифицированным специалистом. Но пока вузы готовят специалистов узкого профиля, которые работают, как правило, исключительно в рамках конкретной области медицинской практики. Они продолжают смотреть на человека с точки зрения его организма, а не как на микрокосм. «В конце концов, и самый крайний сенсуалист должен признать в ощущениях человека микрокосмическую природу, — писал Н.А. Бердяев» [9]. Но этого все еще не происходит, — видимо, потому, что ни одна медицинская дисциплина не дает, да и не может дать цельного представления о человеке.

Проблема целостного рассмотрения человеческого индивида в теоретической и практической медицине приобрела острую актуальность. Речь идет о задаче философского осмысления новых черт в социальном облике человека, которые и делают его личностью, то есть тем общественным феноменом, в котором проявляется особая сущность деятеля-созидателя. Социально-творческая основа современного человека зримо проявляется в реальном достижении им здорового, полноценного жизненного и деятельного бытия. А это происходит только в результате усвоения духовно-культурных ценностей, определенной суммы социально-медицинских знаний, моральных норм общественного поведения, позволяющих наиболее свободно осуществлять свою жизнедеятельность в рамках социального природного бытия. Как известно, становление личности происходит посредством ее включенности в конкретные общественные отношения, различные формы общения и деятельности. Как указывал психолог А.Н. Леонтьев, «личностью не родятся, ею становятся» [10]. И если она хоть на миг остановится в своем социально-культурном устремлении, ее неминуемо постигнет моральная деградация.

Истинный медик — это, как правило, философ, ибо в самой медицине заложен огромный смысловой потенциал постижения единства (целостности) человеческого бытия. Философия и медицина стремятся понять и объяснить смысл космического порядка во всем живом. Следует помнить, что этот порядок обеспечивается не только природными силами, но и самим субъектом познания — активным творческим началом исследователя. Такие знаменитые мыслители и врачи прошлого, как Платон, Аристотель, Гиппократ, Гален, Парацельс, Декарт, Дж. Локк, П. Гольбах, И. Кант и многие другие, стремились найти исходные метафизические начала в медицине и теоретически обосновать ее как духовно-материальную культуру человечества, как ментальное мировоззрение врачей. Очень многие проблемы философии в медицине созвучны логике естественных и гуманитарных наук, онтологии и гносеологии (теории познания), этике и эстетике, аксиологии и философским концепциям человека. Таким образом, проблемное поле философии в медицине необычайно сложно, системно, и многое самим медикам здесь еще не ясно.

Медицина издавна претендует на особо строгую научность. Для этого у нее действительно есть немалые основания. Проводится огромное количество важнейших научных исследований, в современной медицине уже используются методы математического моделирования, информатики, кибернетики и т.д. Однако в полном объеме ее вряд ли стоит однозначно причислять к научным дисциплинам. Медицина так же близка к науке, как к искусству или к философии. До сих пор в специальном медицинском постижении человека как личности активно используются все имеющиеся в ее распоряжении философско-методологические средства. Оно, естественно, начинается с общего наблюдения и компетентного описания противоречивых процессов нормальной человеческой жизнедеятельности. Затем активно постигается сам феномен органического сочетания биологического и социального в человеке с целью последующего философско-теоретического синтеза. Все это постепенно приводит к пониманию целостности человеческой личности. Кстати, в познавательной цепи исследования человека как высшей формы живой материи заложена такая целевая парадигма, которая призвана объединить общие моменты и различия в естественных и общественных процессах. Чем глубже медицинские науки проникнут в тайны живой материи и чем основательнее ученые познают качественное многообразие человеческой сути (от субмолекулярного до ноосферного уровня), тем яснее станет сам смысл материального единства неживого и живого мира.

Философы и медики со времен глубокой древности обращали внимание на сходство и принципиальные отличия человека от животных и, как могли, объясняли их. Проводя многочисленные эксперименты на животных и используя теоретические приемы и методы их осмысления, ученые искали естественный источник происхождения человека. В 1758 году выдающийся шведский естествоиспытатель Карл Линней решился в своей «Системе природы» поставить человека рядом с человекообразной обезьяной, назвав его Homo sapiens. Однако ученый выделил промежуточное звено между этими видами — человек-животное, или троглодит, полностью лишенный речи. Позже его стали называть обезьяночеловеком (Геккель, 1866). Родство человека с человекообразными обезьянами Ч. Дарвин обосновывал главным образом тем, что они очень похожи внешне. Значительно позже исследователи, развивавшие учение Дарвина, установили, что у человека и человекообразных обезьян существует общность сложных биохимических реакций, свидетельствующая об их генетической близости. Было выявлено сходство белкового состава сыворотки крови и т.д. Успешными оказались опыты переливания крови одной группы от человека шимпанзе.

Тем не менее человек радикально отличается от животных, которые пассивно адаптируются к окружающей среде. Люди целенаправленно изменяют природу, однако при этом, к сожалению, объективно все больше отрываются от нее. Они неоправданно изолируют сами себя от природных процессов земной эволюции. Все это не может не отразиться на стиле их жизни и деятельности, на их здоровье, причинах заболеваемости, способе воспроизводства. В качестве уникального земного существа человек обладает специфическими психофизиологическими свойствами. Он живет в особом, собственно человеческом — общественно-предметном мире. И этот мир, созданный самим человеком, формирует и развивает его. В силу данного обстоятельства абсолютно все человеческие проявления социально и культурно сориентированы. Кроме того, у людей имеются так называемые духовно-практические качества (воля, совесть, честь и т.п.). Каждый природный и общественный предмет является для них средством объединения в сообщество.

Для человека характерна неразделенность его тела и духа, его аффективной, волевой и ментальной способностей — потому, что он есть не только «момент самодвижения общественной системы» (Кант), но и момент саморазвития собственной сущности. В своей основе современный человек — явление социально-природное, ибо он прежде всего является продуктом общественно-культурной истории. При этом он, безусловно, остается созданием естественной природы и не может в своей жизнедеятельности выйти за ее рамки, то есть функционировать безотносительно к собственной органической телесности. Человек не может перестать есть, пить, он не в состоянии покинуть телесную оболочку. Однако основой взаимодействия человеческого индивида со своей альма-матер — естественной природой — является его сознательная общественно-созидательная деятельность. В процессе исторического созидания «второй природы» (Маркс), то есть социальной культуры, он выработал принципиально новый способ присвоения природного вещества и энергии Космоса, преобразуя их в формы, пригодные для удовлетворения его естественных и культурных потребностей.

Только благодаря осознанному воздействию на вещественный мир природы человек сотворил свой предметный мир то есть, по выражению К. Маркса, породил «неорганическое тело человека», активно развивающееся в социально-культурном пространстве. Это неорганическое тело выступает и как результат (продукт) общественного разделения труда. Причем каждая новая личность застает его как исторически сложившееся «неорганическое тело цивилизации». Оно предстает в виде искусственно созданных разумом и руками человеческими «органов» общественной жизнедеятельности каждого индивида. Данное обстоятельство и привело к радикальному изменению человека и его функций в процессе созидательной деятельности, к формированию его принципиально иного статуса, проявившегося благодаря развитию искусственно создаваемой им новой предметной (вещественной) среды обитания, новых условий своего социально-природного существования.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *