Биоэтика — философско-научная парадигма здравоохранения.

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (Пока оценок нет)
Загрузка...

Биоэтика имеет особенные признаки, качественно отличающие ее от всех государственных социально-политических теорий обеспечения здоровья людей. Государственные парадигмы здравоохранения во всем мире, как правило, отражают и выражают всеобщее стремление граждан к реализации их права на здоровье. Эти здравоохранительные парадигмы закреплены в статьях Конституций государств и в различных законах.

Главной особенностью парадигмы биоэтики как специфической идеологии является прежде всего то, что она выражает интересы мировой общественности, в частности медицинской, касающиеся охраны прав людей на жизнь и здоровье. Она пробуждает у ученых-естествоиспытателей, врачей, фармацевтов глубокую личную ответственность при организации и проведении ими научных исследований (экспериментов), связанных с разного рода воздействиями на организм человека.

При размышлении над особенностями биоэтики как принципиально новой философско-этической идеологии в системе здравоохранения следует всегда помнить о ее главных приоритетах в самых разных сферах научно-исследовательской деятельности и практической медицины. Речь идет о морально-этических ценностях, мировоззренческих и методологических установках. Это своего рода социально-нравственные основания зарождающейся новой, по сути своей гуманитарной медицины, призванной не только лечить, но и ориентировать на необходимость всестороннего и гармоничного развития человека. Исходя,из этого, специфика биоэтической идеологии в здравоохранении состоит прежде всего в принципиально ином подходе к жизни людей. Фактически имеется ввиду новый вариант философии жизни, так как речь здесь идет о формировании нравственной позиции. Биоэтика обращает внимание ученых именно на те области научно-практической деятельности, в рамках которых осуществляются преобразования физической и духовной жизни человека на гуманитарной основе.

Современные научно-медицинские, а также медико-технологические задачи в системе здравоохранения привели к необходимости совершенно иной постановки вопросов о месте морали в естественной науке вообще и в медицине в частности.

До недавнего времени многие специалисты были убеждены, что главная функция морали в науке состоит в реализации этических норм-требований с целью получения объективного знания, то есть в проявлении беспристрастности в отыскании истины, высокого профессионализма и, конечно, достижении особой чистоты научного эксперимента. Однако сегодня этого уже мало. Главная задача морали в современном естествознании, по выражению академика П.В. Симонова, — своевременно «просигналить об отступлении от истины и напомнить о причиняемом зле».

Важнейшими векторами медико-философской идеологии врачей всегда были и остаются по сей день вопросы нравственного осознания ими феноменов жизни и смерти человека. Однако когда эти вопросы становятся не только предметом профессиональной деятельности, но и объектом совести всех медиков (ученых и практиков), они инициируют формирование некоего биоэтического самосознания. Речь идет о своего рода философской рефлексии на личную моральную ответственность за творческое начало в сфере качественного изменения природы человека. Однако на пути формирования биоэтического самосознания у высококвалифицированных медицинских работников встречается немало трудностей. Например, в генной инженерии, трансплантологии, биотехнологии нет и не может быть однозначных решений, ибо любое вмешательство в процессы жизни требует сугубо индивидуального подхода. Центральным для биоэтического самосознания всех медиков становится моральный принцип, выражающий их личную социально-гражданскую ответственность как специфический вид нравственно-философского менталитета.

После осмысления революционных успехов биомедицинских исследований, в частности в реаниматологии, возникла необходимость выработать принципиально новую государственную идеологию здравоохранения, морально и юридически закрепить современные требования к лечащим врачам. А в связи с интенсивным развитием генной инженерии, трансплантологии, биотехнологии, принципиально изменивших привычный образ практической медицины, стала очевидной чрезвычайная важность более строгого контроля за реализацией законных прав каждого индивида в рамках общечеловеческой морали. Поэтому биоэтика как идеология здравоохранения являет собой известное равновесие моральных и правовых требований к научным исследованиям различных сфер органической жизни. Данное равновесие создает предпосылки для прогрессивного развития абсолютно всех сфер медицинской науки и практики.

Становление биоэтики как моральной идеологии в системе здравоохранения потребовало социально-философского осмысления медиками смысла здоровья (вечной общечеловеческой ценности) и болезни (фрагмента естественной жизни). Эти проблемы решаются теперь на базе функционирующих морально-этических принципов различных философских систем гуманистической морали. Только философски осмыслив специфические особенности морали и права в практической медицине, можно понять, что научно-исследовательская деятельность врачей ни при каких обстоятельствах не может вестись без опоры на моральные традиции.

Сегодня первостепенная задача состоит в формировании принципиально нового морально-этического (биоэтического) самосознания будущих специлистов еще во время их обучения в медицинском вузе. Причем следует помнить, что эта форма самосознания имеет интеграционный и одновременно междисциплинарный характер. Для формирования биоэтического самосознания у студентов-медиков необходимым является философское осмысление ими проблем биомедицины. Прежде всего речь идет о глубочайшем постижении самой сущности человека, смысла его жизни и смерти, проблем развития личности, индивидуальности и т.д.

Биоэтика как идеология здравоохранения ничего не запрещает и не разрешает. Она привлекает внимание мировой общественности, в частности медицинской, к моральным и правовым проблемам биомедицинских исследований, к новым аспектам науки, связанным с угрозой жизни и здоровью человека. Идеологи биоэтики подвергают критике те научные методы, средства и технологии, которые, по их мнению, не в состоянии обеспечить социальный прогресс, качественное улучшение жизни людей. Они контролируют соблюдение строгих мораль-но-этических норм и правовых требований в сфере преобразования органической жизни. Биоэтикой постоянно уточняются критерии нравственно-правовой оценки возможностей перестройки жизни на Земле (особенно человеческой), формулируются новые рекомендации и советы специалистам, но не более.

Между тем в процессе философского осмысления учеными-исследователями и медиками противоречивых проблем биомедицины закладывается новый мировоззренческий и мыслительный фундамент их самосознания, формируются иные морально-этические ценности, позволяющие более углубленно вести научное познание феномена жизни и эффективно совершенствовать методы лечения врожденных и приобретенных патологий.

Биоэтика, являясь идеологией медицинского сообщества, не входит, как уже отмечалось, в число морально-этических наук. Причем ее ни в коем случае нельзя отождествлять с деонтологией, или врачебной этикой. Ее не следует рассматривать и как некую новую философскую науку. Проблемы биоэтики настолько сложны, что требуют особого внимания широкой общественности, а также глубокого философско-аксиологического осмысления. Дело в том, что острейший вопрос о степени возможного медицинского вмешательства в процессы жизни и смерти никак не может решаться учеными и врачами самостоятельно, без учета общественного мнения. Ведь основой биоэтического самосознания является не что иное, как высокая гражданская ответственность, неукоснительное следование общественному долгу.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *