Приглашение к философским размышлениям

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (Пока оценок нет)
Загрузка...

Человек живет в двух мирах: внешнем – природном и внутреннем – духовном. Первый мир – это многообразие вещей, предметов и явлений природы в их взаимосвязях и отношениях. Второй мир – это ощущения, переживания, идеальные представления, образы, понятия о мире первом; это воля, творческая нацеленность на созидание и т.п.

В своем стремлении к полноценной, достойной жизни человек осознает необходимость познания и понимания обеих этих сфер, определив к ним индивидуальное оценочное отношение. Этими проблемами исстари занимались и наука, и искусство, и религия, и философия. Причем последняя нацелена на осмысление целостности и упорядоченности мира. Философия – это проницательный взгляд в вечность бытия. Критично осмысливая истоки формирования духовных человеческих свойств и качеств, философия ведет каждую личность по крутым склонам жизненного бытия, нравственно направляя и теоретически оформляя идеи и идеалы гуманности, развивая понятийное мышление, укрепляя величие воли, одним словом – возвышая в человеке человека. Философия – это умение глобально мыслить и предельно четко выражать свои мысли в слове. Это искусство слушать и слышать, а значит, и понимать другого человека. Это особая способность жить разумно и в согласии со своей совестью.

Человек, читавший труды Платона и Аристотеля, св. Августина и св. Фомы Аквинского, Канта и Гегеля, Маркса и Ясперса, наверняка оценил в них мудрость и понял глубокий смысл размышлений о бытии мира. Приобщение к философской культуре прошлого помогает человеку четче и убедительнее выражать свои мысли, лучше понимать и оценивать все, к чему стремятся люди. Из истории человечества известно, что именно

философия побуждает человека к творчеству в жизни и деятельности, когда в обществе назревают или уже происходят заметные качественные перемены. В античной Греции особо почитали мудрых людей и стремились к мудрости. Мудрость как умозрение представляет собой понимание того, что никогда нельзя увидеть глазами или услышать ушами. Она всегда проявляет себя там, где осмысливаются острейшие проблемы и непростые задачи организации человеческого бытия. Это часто происходит в быту и общественной сфере жизни. Но еще чаще

  • –    в области обеспечения здоровья, избавления от разного рода недугов. «Здоровье, – говорил Артур Шопенгауэр (1788-1860).
  • –    это не все, но все становится ничем без здоровья».

Постижение философских истин – это приобщение к истокам человеческой мудрости. А ценность последней состоит в том, что она способствует принятию правильных решений и ориентирует на справедливые отношения, затрагивающие личную и общественную жизнь. У мудрых людей есть некая способность глобально мыслить, понимать и ценить единство и многообразие мира. Древние мудрецы разделяли людей на тех, кто еще жив, тех, кто уже умер, и на тех, кто целенаправленно размышляет о бытии мира, о человеческой судьбе, о смысле жизни, то есть особых людей – философов. Философия, подразумевающая стремление к мудрости, возникла как настоятельная духовная потребность в осмыслении знаний о природе, обществе и человеке. Основными функциями философии были и остаются поныне мировоззренческое суждение и нравственная ориентация в сложном и противоречивом мире, дабы жить достойно, в согласии с разумом и совестью.

С античных времен мудростью называют природный ум человека, обогащенный знаниями и жизненным опытом. Она, как единство теоретического знания и практического умения, позволяет очерчивать контуры будущего. Кстати, мудрости можно и нужно учиться, чтобы, как говорил древнегреческий философ Демокрит (ок. 460-ок. 370 до н.э.), уметь ясно мыслить, хорошо говорить и правильно поступать. Именно к этому искусству подвигает философия, которая, согласно Пифагору (ок. 580-ок. 500 до н.э.) – знаменитому античному мудрецу, есть не только любовь, но и осознанное стремление к мудрости. Человек должен стремиться постичь сакральные философские истины, чтобы стать достойным специалистом, гражданином, семьянином и т.д. Такое постижение необходимо медикам, ибо они, по всеобщему признанию, рассматриваются как проповедники здорового образа жизни и искусные мастера делать жизнь людей счастливой и полноценной.

Философский образ мысли и жизни, конечно, не является прерогативой каждого. Однако рано или поздно все мы задумываемся о смысле жизни, о смерти и вечности, о высокой мере взыскательности к себе, несуетности, ответственности за происходящее. Невольно возникают мысли о том, что до нашего рождения была бездна лет. И после нашей смерти их будет бездна. Люди рождаются и умирают, но перед смертью все равны. Человека успокаивает то, что он уходит из жизни один, а его род продолжает жить, творить, созидать. Он будет так же погружен в повседневность буден жизни, размышления о судьбах близких людей и перспективах человеческого бытия. Он будет мыслить, чувствовать себя бессмертным и останется на Земле до бесконечно далекой космической катастрофы.

Бытует мнение, что у практически здорового человека мыслительные способности и интеллектуальные возможности заложены природой и являются неограниченными. Иными словами, все люди рождаются, чтобы стать мыслителями. Однако в повседневной жизни этого, как известно, не происходит. Спрашивается, почему же? Однозначно современная наука ответить на этот вопрос пока не может. Действительно, врожденная умственная одаренность – это еще не разум, даже не способность мыслить самобытно, оригинально, правильно, а лишь потенциальная возможность, предрасположенность овладевать искусством жить и трудиться в этом мире по-человечески, то есть разумно и в согласии со своей совестью. Эта наиважнейшая общечеловеческая проблема («как жить по-человечески») постоянно осмысливалась философами всех времен и народов мира, но одна философия решить ее, безусловно, не сможет, – здесь необходимы серьезные общенаучные подходы и практические действия. Однако, для того, чтобы выйти за пределы обывательского понимания разума и его значения в жизнедеятельности человека, надо подняться до уровня собственно философских раздумий, размышлений о бытии мира, общества, о целях и смысле жизни человека. Без философии – животворящего импульса духовной культуры общества, каждой личности невозможно достичь понимания мудрости как основы разумного существования всего человечества.

Мудрость жизненно необходима для развития нравственно-этического менталитета медиков, ибо она позволяет наполнить их самосознание стратегическим мышлением лучших умов человечества, но главное – поднять культуру мышления на тот уровень, при котором в идеале оно сможет стать интеллектуальной составляющей профессиональной деятельности врача. Кстати, именно таким высоким уровнем стратегического мышления обладали отечественные клиницисты конца ХIХ-начала XX вв. Они, к примеру, отстаивали преимущества «физиологического созерцания» (по их терминологии) в медицине по сравнению с «анатомическим мышлением». Тем самым они заложили предпосылки ухода от обычного медицинского теоретизирования (от органопатологии к антропопатологии), мечтая о гуманитаризации нормальной и патологической физиологии человека. В большинстве своем это были знаменитые клиницисты-мыслители, получившие хорошее общее университетское образование и ставшие впоследствии университетскими профессорами. Видимо поэтому они не только не чурались философского осмысления предметно-медицинской реальности, но и стремились на антропологических основаниях «философски критично строить» будущее научной медицины – как естественной, так и гуманитарной, развивающей духовные начала человека.

В настоящее время в отечественной медицине сложилась ситуация или чисто умозрительного, в чем-то «схоластического», теоретизирования, или утилитарной ориентации в медицинском познании и образовании на сугубо опытные эмпирические построения. Последнее обстоятельство предопределяет по существу отсутствие философского подхода в преподавании специальных и гуманитарных дисциплин в медицинских вузах. Выход из этой философско-методологической и нравственноэтической депрессии современной медицины и медицинского образования невозможен без овладения медиками стратегическим предметно-понятийным мышлением, а точнее, без основательной философской подготовки врачей, хорошо знающих «жизненный мир» людей и умеющих адекватно его оценивать. Речь идет о сложном взаимоотношении содержания медицинского познания с его философской интерпретацией. Глубокое понимание мудрости жизни и современных парадигм управления жизненными процессами достигается постепенно, по мере личного размышления над их содержанием и смыслом человеческой жизни.

Философия выступает не как обобщенная сумма знаний о внешнем мире, или «метанаука», и не как простая фиксация постоянно меняющихся внутренних переживаний человека, а как некий продукт собственного самобытного ума, как его критическая мировоззренческая форма. В действительности это не просто знания и не столько имманентные переживания, сколько приобретенная мудрость, сформированная на научных знаниях и нравственно-оценочном отношении к жизни, к миру. Философско-медицинская интерпретация места и роли человека в этом мире способствует развитию социально-природной и морально-этической ориентации медиков. Умственная одаренность и хорошая профессиональная подготовка проявляется у них только в благоприятных условиях становления и укрепления социально-философской ментальности, которую ныне отличают различные способы мышления медика: предметное, образное, понятийное, эвристическое и т.д. Это происходит, конечно, не автоматически, а в результате немалого волевого напряжения разума личности, сознательно овладевающей философским мышлением и умело аккумулирующей все его разновидности: научное, клиническое, религиозное, художественное и т.д.

Главная цель и назначение настоящего учебника по философии состоит в том, чтобы привлечь внимание студентов, аспирантов и практических врачей к особым интеллектуальным возможностям – философско-теоретическим, вызвать у них интерес к актуальным проблемам социально-нравственного осмысления значительных достижений медицины в ее историческом развитии, направляя мысль на те моменты философской методологии и основания аксиологического мировоззрения, в которых наиболее емко отражается медицинская реальность. Меняются философские системы, появляются новые парадигмы медицинского философствования, уточняются научно-мето-дологические концепции ученых медицинской сферы познания. Сегодня появляются все новые и новые идеи, теории, концепции, объясняющие суть и смысл природы человеческого разума. Однако во все времена формы познания сущности человека основываются на одних и тех же принципах.

Настало время великого оплодотворения научной медицины различными философскими культурами – время их творческого диалога. Вспомним в этой связи древнеиндийское учение о Карме, евангельское толкование: «Бог – это совесть» и мысль И. Канта о нравственном законе, существующем в нас самих. Не является ли все это вечным поиском отражения глубинной гармонии «разума» Космоса в коллективном разуме различных сообществ людей, прежде всего медицинском, в умах индивидуальных социумов, эволюционными корнями уходящих в «логику» миропорядка Вселенной – жить в ладу с природой и самим собой. Вспомним мудрое изречение древних врачей-мыслителей: «Как человек мыслит, так он себя и чувствует». Следует философски переосмыслить современную картину живого мира, которая касается принципиально иных представлений о сути природы и ее взаимодействии с человеком. Многие концепции уже не вписываются в привычное, традиционное для техногенного подхода, понимание естественной природы как неорганического мира, безразличного к человеку, и отношение к ней как к некоему механизму, с которым можно экспериментировать и который можно осваивать по частям, приспосабливая и подчиняя его своим интересам.

В современной науке формируется новое видение природной среды, которая развивается коэволюционно, то есть совместно с людьми. Следовательно, природа начинает восприниматься не как механическая система, а как целостный живой организм, и его преобразование человеком может проходить лишь в определенных границах, нарушение которых приведет к изменению самой системы, ее необратимому упрощению, переходу в иное состояние – т.е. спровоцирует исчезновение многих биогеоценозов и даже гибель человечества. Многие темы носят дискуссионный характер, отражая с философских позиций традиционные и новые аспекты медицины. Так, одна из них, зародившаяся в далеком прошлом, – о природе и специфике философского мышления, другая — о философии любви, третья – о роли и значении философии в религии или в науке и т.д. Все это позволит постигающим философскую мудрость выходить за пределы устоявшихся традиций, освобождаясь от ранее сложившихся догматических схем или мыслительных стереотипов, идти на смелый личный творческий поиск. Философская мысль специалиста-медика содержит в себе не только мировоззренческую картину бытия, но и все его имманентные духовные искания.

Не стоит игнорировать кажущийся «избитым», но на самом деле чрезвычайно сложный и вечно актуальный вопрос о бытии. Во времена Аристотеля он ставился как вопрос о начале всего сущего. Чуть иначе он решался в эпоху средневекового христианства, а также в эпохи Возрождения и Нового времени. Г. Гегель (1770-1831) основной вопрос философии видел в проблеме соотношения между мышлением и бытием. А.Ф. Энгельс (1820-1895) рассматривал его в рамках определения первичности или вторичности материи и сознания. Эту проблему никогда не сбрасывали со счетов и великие мыслители-медики. Сегодня от каждого образованного человека, но особенно от специалиста-медика, требуется более критичное, проницательное осмысление прошлого и будущего через призму основного философского вопроса о бытии. При этом каждый специалист вправе сам «вырабатывать» свою философию, соответствующую его уже сложившемуся образу жизни и мысли. В ней он как в зеркале рассматривает себя – сам осознает свое бытие. Но главное, он испытает радость зарождения собственной философской мысли.

Любая философская система обогащает сознание возможностью критического взгляда на самого себя как бы со стороны, с точки зрения общечеловеческого опыта, опыта истории передового мышления. Философия становится мерой человеческой жизни и деятельности. Во-первых, философские суждения, имеющие мировоззренческую и аксиологическую нацеленность, пробуждают интерес и конкретные потребности медика в философском осмыслении медицинской реальности. Во-вторых, научно-философская методология рассматривает всякую врачебную деятельность как спонтанный процесс умственного прозрения и совершенствования. Понятно стремление всех оригинально мыслящих медиков к овладению искусством предметно-понятийного мышления, которое воплощает в себе профессиональное умение не просто накапливать массу полезных сведений, научных знаний, приобретать уникальные навыки по своей специальности, но познавать смысл и назначение человеческой жизни, представляя ее как целостный космический процесс в своей первооснове. Все, о чем вы прочтете в этом учебнике, – не истины в последней инстанции, которые надо усвоить и запомнить. Предлагаемый материал, скорее всего, представляет собой пищу для самостоятельного философского размышления.

Чтение философских работ, и прежде всего учебника, предполагает не что иное, как усилие по осмыслению скрытых за текстом книги чужих чувств, мыслей, идей и своих собственных внутренних интуитивных ощущений, которые обращены к самому себе, своим мнениям, знаниям, убеждениям. Вдумчивое, критичное прочтение рождает собственные мысли, обогащенные чужими идеями, развивает у специалиста творческое воображение, которое позволяет формировать собственное суждение применительно к любой полученной извне информации. Отсутствие философского воображения свидетельствует о неумении самостоятельно мыслить и оценивать сообщаемые факты, мысли, идеи, а значит – и брать на себя ответственность. Заметим, что такое состояние ума пострашнее мировой экологической катастрофы.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *