Глава 1. Истоки философии (философские начала)

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (Пока оценок нет)
Загрузка...

Философия о философии.

О самой себе философия судит несколько иначе, чем о науке, искусстве, религии и других формах общественного сознания. Она осмысливает себя как некую специфическую форму размышления, как средство достижения человеческой мудрости. «Философия» (гр. phileo — любовь, sophia — мудрость) у древнегреческих мыслителей буквально означала не что иное, как любовь к мудрости или стремление к ней, ибо самой мудростью сполна могли ведать только боги (Пифагор). В подобном толковании сути философии, безусловно, есть что-то от сакраментальности, мистики, религиозности. Софией (мудростью) в различных религиях мира обладал только один Бог, а человек мог лишь подражать Богу, стремясь к постижению начал (принципов) божественной мудрости. На самом деле еще со времен Древней Греции понятие философии употреблялось в значительно более широком значении, чем просто любовь или стремление к мудрости. Она по сути своей уже у античных греков была синонимом теоретической мысли вообще. Философия представлялась им не иначе как рациональный (лат rationalis -разумный) способ познания и объяснения мира, общества и человека. Отсюда бесспорным критерием философского способа мышления считается свободный критический разум.

Критическая самооценка разума человека, направленного на достижение мудрости, есть метафилософия (гр. meta — после, phileo — любовь, sophia — мудрость). Метафилософией становится некое «просветление» ума, которое возникает посредством занятий философией и существует в дальнейшем. Иначе говоря, природный ум человека после занятий философией, или, точнее, философствования, становится мудростью. Это особое состояние разума, при котором люди могут свободно рассуждать о бытии мира, общества и самого себя. Это способ критичного осмысления всех наличных знаний. Это умение предвидеть, предсказывать вероятный ход развития тех или иных событий. Следовательно, метафилософия способствует разработке новых правил, фундаментальных принципов оценки и самооценки всех известных философских учений и систем, научных школ и различных видов искусства. Она нацеливает мысль на высокую миссию мировоззренческого, методологического поиска и аксиологическое прозрение ищущего дорогу к истине, добру, красоте и любви. А это означает не что иное, как настрой разумного человека на постижение им тайн мудрости жизни. Только она одна позволяет познавать, оценивать и направлять ход мысли и характер поведения человека. Не случайно мудрый Гераклит (ок. 544-ок. 483 до н.э.) был уверен, что человеческая мудрость «заключается в одном: познавать мысль как то у что правит всем и во всем» [1].

Действительно, только разум может исследовать сам себя и критично оценивать собственные потенциальные возможности в познании и преобразовании окружающего человека мира: природы и общества. Поэтому метафилософия преследует цель критически осмыслить функции самой дисциплины философии как орудия развития разума, как уникального способа рационального (теоретического) познания и преобразования мира вообще и человеческой жизни в частности. Речь идет о становлении особого мировоззрения, философской методологии и аксиологии. В данном случае философия является всеобщим методом познания, критического осмысления имеющегося знания, а значит, следует говорить об определении ее особого статуса в культуре, науке, искусстве, медицине и т.д. Метафилософия — это средство смысловой нацеленности человеческого разума на самого себя, развивающее уникальную способность постигать и творчески преобразовывать естественный и общественный мир и созидать мир новый, то есть культуру.

Итак, что же представляет собой метафилософия в системе общественного сознания в связи с ее критическим настроем на осмысление роли и значения философии и какова ее практическая ценность? Эти вопросы, безусловно, являются сложнейшими в осознании специфической роли и всеобщего значения рациональной жизнедеятельности. На протяжении многих столетий ими были озабочены наиболее светлые умы человечества. Нельзя сказать, что за все это время многое прояснилось. Несомненным является, пожалуй, только тот факт, что с «изобретением» философии около 2,5 тыс. лет назад начала развиваться культура истинно человеческого духа. Смысловое назначение философии состояло в том, чтобы учить людей мудрости в жизни и деятельности, иначе говоря, пробуждать в них стремление брать на себя всю полноту исторической ответственности за свое пребывание в этом мире. Она призвана развивать чисто человеческое мышление, дающее систему знаний о единстве мира, об отношении человека к нему, то есть о ценностном мировоззрении, разумном познании, нравственном творчестве и созидании, о морально-этическом поведении и т.д.

Философия всегда нацеливала людей на интеллектуальное и нравственное возвышение, формирование критического подхода к имеющимся знаниям, наконец, на укрепление духовного и физического здоровья. Именно поэтому И. Кант справедливо называл философию высшей максимой применения человеческого разума в познании мира, в осмыслении знаний о нем, в выработке принципов разумного (нравственного) поведения. Для многих людей первое знакомство с философией нередко оказывается неожиданной встречей с весьма необычными мыслями, идеями и идеалами, теориями и учениями, которые «бросают вызов» привычным житейским убеждениям и предрассудкам. Однако последующее углубление философских знаний предполагает более критическую оценку смысла и целей своей жизни и деятельности, способствует определению более достойных средств и методов их достижения. Философская мысль, критически оценивая и сильные, и слабые стороны бытия людей, имеет чрезвычайно важное значение. Она учит искусству нетривиально мыслить, логично рассуждать и решительно действовать. Иначе говоря, философия делает жизнь и деятельность человека интересной для него самого и полезной для общества.

Философия философии (метафилософия) — это очень тонкая саморефлексия в рациональном переосмыслении духовного мира человека, но прежде всего — интеллектуального, творческого состояния его сознания. Это критический самоанализ и здравая самооценка возможностей человеческого разума, приобретшего огромную созидательную силу в результате рождения философии еще в глубокой древности — в середине первого тысячелетия до новой эры (Пифагор, Гераклит). Древние греки «разумную силу», якобы правящую миром, называли «законом бытия» (Гераклит) или логосом (греч. logos — духовное первоначало), а человека, обладающего искрой этой разумной силы, целенаправленно познающего и объясняющего мир посредством собственного разума, — мудрецом. Современная философия (уже по Декарту) есть то человеческое состояние сознания (самосознание), которое принципиально «отличает нас от дикарей и варваров» [2]. Интерес к осмыслению сути философии с древних времен до сегодняшнего дня поистине огромен. Многочисленные попытки объяснения феномена пробуждения у человека мудрости со временем привели к рождению нового учения -метафилософии.

Известный русский ученый и философ Г.Е. Струве (1840— 1912) сравнительно недавно, немного более ста лет назад (1890), предложил критически переосмыслить весь исторический опыт собственно философского постижения мира и объяснения его особого смысла в бытии человека. Конечно, этот вопрос занимал мыслителей и раньше. Все дело в том, что переосмысление роли и назначения такого феноменального духовного явления, как философия, и определение ее статуса в общечеловеческой культуре потребовалось в связи с ростом интеллектуального интереса как к «старым» раздумьям мыслителей далекого прошлого, так и к размышлениям современных философов о трансцендентно-нравственном смысле знаний. Выдающиеся ученые, яркие представители искусства, одаренные медики всех времен немало «поломали голову» над весьма трудными проблемами истинности и «нравственности» знания. Что, например, жизненно важного простым людям дает философское познание? Да и насколько познаваемы сами феномены бытия -такие, как жизнь и разум? На эти вопросы со времен своего зарождения и стремится дать ответы философская мысль.

Философия — это, несомненно, удивительный «продукт» человеческой мысли. Она обращает внимание всех активно мыслящих людей на вечную неполноту и несовершенство знания о бытии. Она критически отражает отношение и к самой себе, проясняя смысл того, для чего и как правильно (осмысленно) жить человеку в этом непростом мире, каково назначение человеческой жизни и деятельности. Кстати, для того, чтобы спрашивать об этом, необходимо уже многое знать и понимать. В противном случае невозможно было бы осмысленное постижение проблем бытия. Философия — это концептуальное здоровье разума, в котором нуждается все человечество, каждый его представитель. Короче говоря, любая мысль сама по себе задана человеку априори (Кант) с целью осознания им окружающей среды для адаптации к ее изменениям, а философская мысль направлена на познание свойств разума и, прежде всего, его рационального начала в познании. Слово «начало» (греч. arche -первопричина, принцип, начало, исток) в наше время означает и исходный принцип объяснения, и естественный закон, и первопричину бытия. А в философии понятие «начало» служит источником осмыслегия развития бытия. Оно превратилось в исходное понятие познавательного процесса и указывает на всеобщий характер связей и отношений, объективно существующих в природе, обществе, и их отображение в виде теорий, принципов, объясняющих или обосновывающих фактическое бытие.

Вечная задача философского познания — емко и глубоко осмысливать все добытые наукой, другими формами познания истины и возвышенно оценивать их смысл при объяснении бытия, определении их полезности для каждого человека и всего человечества. Но, пожалуй, самое важное для философии — это целенаправленно ориентировать мысль исследователя на фундаментальные задачи, которые в истории постижения тайн мира всегда были определяющими, например на осознание сущности жизни или обоснование прогресса в живой природе. При этом инициирующая роль философского «ориентирования» исследователей в познании мира диктуется интересами и потребностями человеческого сообщества. Философские идеи и системы, без сомнения, разрабатывались и разрабатываются неординарными личностями, никогда не бывая при этом их интеллектуальным капризом. «Что касается отдельных людей, то уж, конечно, — рассуждал Г. Гегель, — каждый из них сын своего времени; а философия есть также время, постигнутое в мысли» [3]. Весьма интересно определил философию современный немецкий философ К. Ясперс, размышляя о своем пути в науке: «Философия — не как знание о чем-то, не как творение некоего произведения, созданного искусством мысли, а как нечто, существующее раньше этого, еще в самом мышлении, — это созидание сущности мыслящего человека, который творит себя сам благодаря соприкосновению «с иным», с трансценденцией» [4].

С целью всеобщего осмысления самого познания, исходных его принципов, философия выступает как гносеология (греч. gnosis — познание и logos — учение) или эпистемология (греч. episteme — знание) — т.е. теоретико-познавательное учение. Об этой функции философии хорошо сказал выдающийся русский ученый и мыслитель В.И. Вернадский (1863-1945): «Я смотрю на значение философии в развитии знания совсем иначе, чем большинство натуралистов, и придаю ей огромное, плодотворное значение… Философия всегда заключает зародыши, иногда даже предвосхищает целые области развития науки…» [5]. Подчеркнем, что творческо-инициирующая функция философии существует не ради прояснения каких-либо странных или необычных явлений и предметов природы, а во имя постижения ее смысла. Философия как определение смысла жизни, возникнув в результате активной мыслительной деятельности человека, направлена на поиск ответов на вечные вопросы о бытии, которые она, однажды поставив, осмысливает вот уже два с половиной тысячелетия. Правда, на часть из этих вопросов (и немалую) в течение многовековой истории познания мира и человека ответы уже найдены. Так, известный русский философ Владимир Соловьев (1853-1900) был глубоко убежден в том, что только философия может понять и оценить собственно человеческое начало в человеке. Учение об удивительных человеческих феноменах — разуме, совести, воле, социальных и индивидуальных чувствах, общественном поведении и т.д.- получило название философской антропологии, или философии человека.

Философские мысли и идеи о познаваемости мира живой природы представляют собой наисложнейшую научную парадигму поиска и объяснения истоков бытия. За многие тысячелетия эти философские проблемы многократно усложнились. А объективно-критическая оценка мира насытила человеческое сознание рациональной проницательностью, вызывая у философски подготовленных специалистов (ученых, особенно медиков) потребность в научно-критической переоценке естественнонаучных знаний о началах бытия, о сущности и источниках истинно человеческой жизни. Философия пробуждает в их сознании профессиональный апофеоз собственной причастности и личной ответственности за формирование мировоззренческой и методологической парадигмы постигнутого ими знания о начале и смысловой сущности бытия. Это философское осмысление науки о бытии получило название онтологии (греч. ontos — сущее, бытие и logos — учение). В настоящее время онтологией изучается множество различных видов бытия — природы, жизни, общества, медицины, религии, разума и т.д. Все это приводит, соответственно, к формированию философии природы, философии жизни, философии общества, философии медицины, философии религии и философии философии.

Итак, основное назначение метафилософии состоит в привлечении внимания специалистов к уникальным свойствам и параметрам философии как особой духовной возможности человека в интеллектуальной систематизации всех знаний естественных, общественных и гуманитарных наук. Задача ее состоит в том, чтобы помочь людям осознать свое место в жизни и свою роль во всеобщем развитии, понять смысл любви, наконец, научиться быть самими собой. Философия в своей основе есть нечто духовно целостное, но при этом обладающее разветвленной структурой. Главное в философии — это становление острокритического состояния ума, возникшего в результате углубленного переосмысления огромного познавательного материала — знаний, жизненного опыта. Каждый человек по сути своей является философом уже потому, что способен мыслить (Homo sapiens). И не имеет значения, хороший или плохой он еще философ. Важно, что он уже самостоятельно и самобытно философствует, а значит, понятийно и критично осмысливает и переосмысливает весь накопленный им багаж знаний, оценивает окружающий его природный мир и общество. Следовательно, он уже живет своим собственным умом. Он свободен, ибо имеет свою позицию и не является рабом чужого мнения.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *