Философское совершенствование разума.

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (Пока оценок нет)
Загрузка...

Философское совершенствование разума.

Философское совершенствование разума – прямой путь к мудрости или поиску новых способов рационально-нравственного отношения к миру и гуманитарному развитию общества. Только философия способна зажечь искру творческого горения в сознании человека, активизировать все духовно-интеллектуальные потенции и морально-эстетические позывы личности.

Философское совершенствование разума.

Философское совершенствование разума – прямой путь к мудрости или поиску новых способов рационально-нравственного отношения к миру и гуманитарному развитию общества. Только философия способна зажечь искру творческого горения в сознании человека, активизировать все духовно-интеллектуальные потенции и морально-эстетические позывы личности. Философия всегда выступала как главный инициирующий фактор, определяющий духовный стимул к умственному самосовершенствованию человечества, его возвышенно-нравственному развитию. Поэтому в самой философии всегда остро стоит проблема степени ее рациональности и нравственности: сознательный процесс познания и преобразования мира определяется активно функционирующей философской мыслью и одновременно критическим самосознанием. Все это происходит в разное историческое время и у разных народов неодинаково. Так, в Европе проблему философского совершенствования разума в своих работах рассматривали такие мыслители, как Г. Гегель, Ф. Шеллинг, И. Фихте, Л. Фейербах, А. Шопенгауэр, О. Конт, Г. Спенсер, К. Маркс, К. Поппер и другие ученые-философы. Их с восторгом слушали и читали, их идеи понимали и, как правило, принимали. В соответствии с их философскими идеями и учениями многие действовали в личной и общественной жизни.

В России же абстрактные рассуждения знаменитых европейских мыслителей XIX столетия о роли философии в совершенствовании разума были доступны буквально единицам. Массовое общественное сознание еще не было готово воспринять глубинный философский смысл идей умственного и нравственно-этического саморазвития человека. Однако и в России влияние философии на интеллектуальное развитие народа было несомненным. Но здесь передовое общественное сознание, научное мировоззрение формировали не профессиональные философы, как на Западе, а философствующие писатели и ученые. Так, А.С. Пушкин, Н.В. Гоголь, М.Ю. Лермонтов, И.С. Тургенев, Л.Н. Толстой, Ф.М. Достоевский и многие другие сделали художественную литературу фактором философского постижения внутреннего мира человека. Они, не профессиональные философы, но гениальные писатели, стали проповедниками нового гуманитарного мышления и морально-этического воспитания в тогдашней России. Что касается таких известных ученых и медиков, как И.М. Сеченов, Д.И. Менделеев, Н.И. Пирогов,

Н.В. Склифософский, Н.Г. Чернышевский, К.А. Тимирязев и др., то они представили обществу образец целостного философского миропонимания, а главное – рационального мышления и морально-этического поведения в научных исследованиях и практической деятельности.

В XXI рассудочном и холодном веке благодаря наличию новейших естественнонаучных и, прежде всего медицинских, знаний философия получила базисное основание для глубинного мировоззренческого и аксиологического осмысления источников развития мира. На поиск ответов о сущности и существовании предметов и явлений природы, о первопричине и смысле жизни людей направлена философская мысль современных ученых и специалистов-медиков, нацеливающая на умственное осмысление природы бытия, критическую оценку знаний о действительности, то есть на метафизическое (умозрительное) осмысление, философское толкование и комментирование добытых наукой знаний о мире вещей и явлений, о духовных процессах. Философская мысль как бы заново собирает знания, восстанавливает утраченный смысл бытия, намечает решение основных экзистенциальных проблем. Философия Циолковского, Вернадского, Чижевского, Опарина и других русских ученых получила признание как образец уникального творческого осмысления полученных научных знаний о возникновении и развитии мира, а также о зарождении жизни и появлении человека на Земле. Философия вместе с наукой позволяет людям путем метафизического анализа прояснить принципы (законы) саморазвития мира. Однако все это необходимо не для объяснения каких-либо странных или необычных явлений природы или отдельных общественных событий (это дело науки), а для объективного постижения «разума» мироздания, то есть умственного понимания первопричины того объективного закона природы, который как бы самоуправляет действительностью. Французский философ и ученый Тейяр де Шарден (1881-1955) такой разум называл подлинным домом человека. Рожденная человеческим разумом и ставшая свободной волей и чистой совестью, философия восходит к своей зрелой форме – мудрости, интеллектуальной квинтэссенции культуры. Ведь только разум, воля и совесть человека действительно способны породить такую творческо-интеллектуальную атмосферу, такой морально-этический климат, духовную культуру, которые создают и тщательно корректируют самые разные представления о мире и человеке в нем. Эта атмосфера, по сути, и породила философию как критический и нравственный разум человечества. На протяжении своей тысячелетней истории философия доказала, что только она имеет прямую интеллектуальную связь с наукой, искусством, медициной. Ее творцы создали уникальный интеллектуально-критический метод познания и сформировали нравственно-этическое отношение к исследованию мира и человека.

Каждым своим новым свершением философия показывает, что у нее есть особый курс в познании мира – интеллектуальнокритический. Вселенная, земная жизнь, сам разум составляют главный источник философствования и в совокупности являются основной философской проблемой в познании бытия. К. Поппер (1902-1994), видный ученый-философ XX века, заметил: «Существует, по крайней мере, одна философская проблема, которой интересуется любой мыслящий человек. Это проблема космологии – проблема познания мира, включая нас самих (и наше знание) как часть этого мира. Вся наука, по моему мнению, есть космология, и для меня значение философии, не в меньшей мере, чем науки, состоит исключительно в том вкладе, который она вносит в ее разработку» [15]. Действительно, космология (гр. kosmos – порядок и гармония, в настоящее время –

Вселенная) ныне превратилась в неотъемлемую и важнейшую часть интеллектуальной культуры человечества, став основным содержанием философии. Космическим чувством человека, или ощущением, стали называть преисполненность внутреннего желания и фактического стремления интеллектуального человечества к тесной связи с Космосом, Вселенной. Это духовноинтеллектуальное движение в философии и науке получило название космической идеологии.

Значительный вклад в развитие космической идеологии внесли русские ученые и философы А.Н. Бекетов, В.И. Вернадский, И.А. Козырев, Н.А. Морозов, И.А. Умов, К.Э. Циолковский, A.JI. Чижевский, Н.Г. Холодный, А.К. Манеев и многие другие. Разработка естественнонаучных аспектов философии Космоса привела к крупным достижениям в области астрономии, астрофизики, астробиологии, астромедицины и к возникновению теоретической и практической космической медицины. Проникновение космических идей в различные сферы человеческой жизни свидетельствует о том, что «космизация» общественного сознания превращается в объективный процесс сращивания естественных и гуманитарных знаний. Философы и медики все больше внимания стали уделять осмыслению зависимости здоровья людей (физического и психического) и даже радикальных изменений социальных процессов на Земле от состояния Космоса и солнечной активности. Так, A.JI. Чижевский (1897-1964) вполне научно убеждал, что со всплесками солнечной активности заметно меняется состояние здоровья и настроение людей, а порой даже повышается творческая активность у художников и ученых.

Современное философское осмысление Космоса сделало очевидным и тот факт, что весь так называемый «видимый» мир и физические события, происходящие в этом мире, представляют собой превращенную (субъективную) форму реальности. Подлинная же реальность мира проявляется не сама по себе, а в связи с новыми видами и образом современного знания, прежде всего философского. Спрашивается, почему же тогда все научные знания о мире подвергаются критическому философскому анализу? Скорее всего, потому, что само по себе философствование есть работа человека над собой и на себя, на свое духовно-интеллектуальное формирование и изменение. Отсюда понятен особый интерес людей к философскому постижению смысла мира и жизни в нем. Поэтому не случайно первейшей задачей в изучении философии было и остается поныне максимально возможное насыщение учебных тем данной дисциплины наиболее актуальными, смыслообразующими вопросами. Именно они с учетом новых достижений в биологии и медицине как бы заново очерчивают «границы» этой уникальной гуманитарной дисциплины, осмысливающей интеллектуальный мир человека и «воспитывающей» его ум.

Общим, объединяющим разные мировоззренческие направления и научно-методологически ориентирующие способы познания мира стало стремление мыслителей определить интеграционную функцию философии, а именно – развивать критичность ума у всех ученых, медиков-исследователей, моральноэтически воспитывать все человечество. Не пора ли медикам при этом осознать роль и значение медицины как «первой науки о человеке»? Именно так ее определял еще академик Н.Н. Блохин. Он предлагал считать медицину не сугубо частной, утилитарной практикой лечения людей, а прежде всего человековед-ческой отраслью знания и при этом самой фундаментальной среди таковых. С точки зрения современных естественнонаучных знаний, очень многое в человеке остается неясным: как, например, он чувствует, воображает, сочиняет, творит и прочее? Можно ли улучшить человеческое мышление? Медицину, как и философию, все это не может не волновать, ибо и та, и другая стремится по-своему воздействовать на развитие его ума и чувства. Это обусловливает сложность предмета исследования человека, в котором, как в фокусе, сходятся закономерности физики, химии, биологии, физиологии, психологии, социологии и т.д. Не удивительно поэтому, что все перечисленные явления медициной и философией осмысливаются в комплексе.

Многие ученые, медики называют философию учительницей жизни, другие считают ее синтезатором всего спектра знаний о человеке: научных и обыденных. Было время, когда философию называли наукой всех наук. По мнению И. Канта, если принимать желаемое за действительность, то она, конечно, заслуживает этого весьма почетного названия ввиду большого значения в жизни и творческой деятельности людей. Как бы то ни было, но только философия выполняет роль морально-ин-теллектуальной «наставницы» как отдельных личностей, так и целых народов во всех их творческих, созидательных делах и, конечно, в общественном поведении. Именно философия и только она одна способна придавать всем делам человеческим общекультурный смысл и историческое назначение.

Давайте попробуем мысленно проникнуть в сущностный мир различных природных явлений и процессов, а также в самобытный внутренний (духовный) мир человека. Первое, на что мы обратим внимание, – это некий конгломерат противоречивых связей и отношений в происходящих событиях, которые нельзя понять и по достоинству оценить без социально-критического напряжения разума, то есть без их философского осмысления.

Философия способна как бы «заглянуть в завтра». А это фактически «обозначает занятие мудростью», как утверждал знаменитый французский ученый и философ Р. Декарт. «Под мудростью, – писал он, – понимается не только благоразумие в делах, но также и совершенное знание всего того, что может помочь человеку достойно жить: это есть знание, которое направляет нашу жизнь, служит сохранению здоровья, а также открытиям во всех искусствах» [16]. Обратите внимание, что Р. Декарт называет совершенным такое знание, которое «направляет нашу жизнь» и тем самым «служит сохранению здоровья». Это уже само по себе примечательно, но главное заключается в том, что только философское осмысление всего происходящего в жизни человека, всех полученных знаний о ней ведет в итоге к формированию жизненной мудрости. Для того, чтобы хотя бы приблизительно верно судить о содержании житейской мудрости, надо самому органично вжиться в философское мышление. Тот, кто не сможет или не захочет мыслить философски, не будет способен адекватно судить и о социально-культурном статусе философии. Русский философ И.А. Ильин (1882-1954) в связи с этим рассуждал следующим образом: «Философ должен жить так, чтобы его предмет становился его собственным жизненным содержанием; он должен жить тем, что познает; так, чтобы его личная жизнь стала жизнью предмета в нем» [17]. Из сказанного следует, что философом становится всякий человек, который научился управлять самим собой, и прежде всего своей умственной деятельностью, то есть целенаправленно рефлексировать.

Родоначальник немецкой классической философии И. Кант во «Введении» к лекциям по логике предложил отделить философию как предмет обучения философской культуре и саму философию в подлинном ее смысле – то есть как «науку о последних целях человеческого разума» или как «науку о высшей максиме потребления нашего разума» (во вселенском значении). Захватывающие перспективы, по мнению И. Канта, открываются перед философией как наукой на этом творческом пути. Он считал, что ее вселенский замысел можно выразить в следующих вопросах: 1) Что я могу знать? 2) Что мне надлежит делать? 3) На что я смею надеяться? 4) Что есть человек? [18]. На первый вопрос И. Кант призывает ответить метафизику (собственно философия), на второй – мораль (философская дисциплина), на третий – религию и на четвертый, основной вопрос человеческой мысли, – философскую антропологию, или, говоря иначе, философскую науку о человеке. «В сущности, -говорит И. Кант, – все это можно было бы свести к философской антропологии, ибо три первых вопроса относятся к последнему» [19].

Широкую известность получило гегелевское видение роли философии как современной эпохи, постигнутой в мышлении, или как мышление самого мышления. Он не без основания утверждал, что «…столь же глупо думать, что какая-либо философия может выйти за пределы современного ей мира, сколь глупо думать, что отдельный индивидуум может перепрыгнуть через свою эпоху…» [20]. К. Маркс (1818-1883), будучи еще «младогегельянцем», философию определял, можно сказать, метафорически – как духовную квинтэссенцию своего времени и называл ее живой душой культуры [21]. Согласно Ф. Энгельсу, философию составляет осмысление всеобщих законов развития природы, общества и самого человеческого мышления. Все эти суждения говорят о том, что философия, как и любая другая свободно функционирующая духовно-творческая деятельность множества оригинально мыслящих людей, стремится развивать свод собственных идей, принципов, позволяющий понять смысл бытия природы, общества людей, постигнуть силу человеческого духа, по достоинству оценивающего это бытие. Г. Гегель, наверное, был абсолютно прав в своем утверждении: «Смело смотреть в глаза истине, верить в силу духа – вот первое условие философии» [22]. Отметим, что данное утверждение будет справедливо и для медицины.

Однако нельзя забывать и о том, что содержание философии во многом зависит от морально-интеллектуальной атмосферы, сложившейся в конкретном обществе. Оно всегда подпитывается духовным опытом народа, интеллектуально-нравственной культурой всего человечества. Среди множества компонентов, составляющих содержание философии как учебной дисциплины, определяющих ее основное «тематическое пространство» и характеризующих ее содержательный статус, находятся проблемы, позволяющие проникнуть в суть духовной культуры человечества. Важнейшей среди этих познавательных проблем является человеческий Разум, то есть «самомышление о мышлении». Только такое самомышление можно считать знающим себя сознанием, сохраняющим себя для достижения подлинной разумности, демонстрирующим себя как непрерывно развивающееся понятие, как идею или как существующую самостоятельно мысль. Таким образом, снова и снова возникает вопрос: так что все-таки следует считать философией? Г. Гегель видел сущность философии в поступательном движении мысли к самой себе (самосознающая мысль), то есть «философия имеется лишь там, где мысль, как таковая, делается абсолютной основой и корнем всего остального…». «Мы определили понятие философии как мысль, – пишет Г. Гегель, – которая в качестве всеобщего содержания есть все сущее» [23]. И действительно, философская мысль есть паттерн (лат. pater – отец), получаемый в философском мышлении. Это звучит тавтологично, но не является парадоксальным. Все дело в том, что именно наличие философской мысли свидетельствует о духовном здоровье.

Итак, философия обладает особым конструктивно-созидательным статусом в духовной культуре человечества. Более того, она сама – духовная культура. Специфика философии состоит в том, что она не имеет дела непосредственно с явлениями и предметами мира, а обобщает уже освоенные человеческим разумом знания о мире и жизненный опыт. Философию можно считать творческим и одновременно критическим состоянием мыследеятельности, когда личность стремится овладеть мудростью самостоятельной организации человеческого бытия и, постигая его Истину, определять смысл собственного существования в мире природы и общества. Философия, если и дает новое знание, то в виде критического абстрактно-синтетического комментария о предметах и явлениях мира, объясняя их смысловое значение для человека, интегрируя и интерпретируя их для использования в других формах сознания. Философия как критическое состояние человеческого разума естественно удалена от повседневной жизни, но, вместе с тем, сама жизнь, особенно человеческая, несомненно, близка ей и всецело зависима от нее. Удаленность философии от жизни людей весьма условна. Она выражает глубинную сущность сознания человека, его мыслей и идей, устремленных к саморазвитию и духовному самосовершенствованию. Можно сказать, что философия ныне приобретает статус высшей духовной ценности в общечеловеческой культуре.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *