Мудрость античной философии.

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (Пока оценок нет)
Загрузка...

Мудрость античной философии состояла в том, что она опиралась на принципиально новое мышление — понятийное, которое было «изобретено» мыслителями западного побережья Малой Азии — Ионии. Затем эти принципы распространились в греческих городах Южной Италии и получили свое развитие в Греции. Мудрость древних ярко отразилась в так называемой античной философии (лат. antiquus — древний), период которой растянулся на тысячу с лишнем лет (с VII в. до н.э. по IV в. н.э.). Своей направленностью, но особенно методом осмысления мира, эта философия отличалась от всех известных восточных философских систем и явилась, собственно, первым в истории способом рационального постижения окружающего мира. Античную философию делят на досократовскую (VII-V вв. до н.э.), классическую философию (IV в. до н.э.) и философию эллино-римскую (с III в. до н.э. до VI в. н.э.). Античная философия как специфический вид мудрости — это «прекрасное детство человечества» (Маркс).

В Греции философские начала мудрости Востока (архетипы) получили логическое развитие: становление, расцвет и распространение самопознания. По Гегелю, именно в древнем греческом мире зародилась истинная философия. У ее истоков стояли мудрецы, которые стремились ответить на вечные вопросы: что является основанием бытия мира и какие силы определяют его развитие. В Милете — ионийском городе VII в. до н.э. — впервые был сделан великий прорыв обыденной мудрости к философской. Именно здесь творили три знаменитых мыслителя: Фалес, Анаксимандр и Анаксимен. Их и ряд других мудрецов того времени называли фисиологами, то есть изучающими природу (греч. physis — природа). Эти три мыслителя, задавшись вопросом, откуда все возникает и куда исчезает, искали первопричину, или начало — архе (arche), происхождения и развития всех вещей и явлений в мире. Оригинальные философы пришли к следующему заключению: «текучесть и изменчивость мира несут в себе некое рациональное единство и порядок».

Фалеса поныне называют отцом европейской рациональности. Именно он произвел радикальный переворот в миросозерцании того времени. Ему принадлежит идея концептуального объяснения единства мира. Кроме того, он ввел понятие «начало» (архе). С его помощью Фалес объяснял все многообразие явлений и предметов природы. Первоначало всех вещей и явлений ученый увидел в воде. Причиной такого выбора, скорее всего, послужило то обстоятельство, что именно вода играла первостепенную роль в развитии земной жизни: «все в мире есть вода, и мир полон богов». А божество, создавшее мир воды, по Фалесу, есть разум. Гегель (тысячелетия спустя) узрел в этом фалесовском первоначале не столько «чувственную воду» в физико-химическом смысле, сколько «воду как мысль».

Отвлекаясь от собственно философского русла осмысления «воды», следует напомнить, что вода и поныне приковывает к себе неподдельный интерес ученых. Это самое необыкновенное вещество, без которого не может быть жизни на Земле. В каждом живом организме, в каждой клеточке протекают бесчисленные химические реакции на основе воды. Растения извлекают из земли питательные вещества в виде водного раствора. В теле человека около 75% воды. Все процессы в организме протекают только в водной среде и с участием воды. Оказывается, что вода есть и в космическом пространстве. Астрофизики обнаружили идущие из космоса странные короткие радиоволны длиной 1,35 см. Их исследование показало, что это излучение исходит от гигантских облаков, расположенных в созвездиях Ориона, Кассиопеи и в некоторых других. Теоретический расчет показал, что источником его является вода [6].

Фалеса заслуженно считают первым физиком, а вот первым метафизиком (греч. Meta — после, physika — природа) можно назвать его соотечественника и, вероятно, ученика — Анаксимандра. Это мыслитель, который свои философские взгляды впервые изложил письменно. Но, пожалуй, самым важным является то, что он первым на Западе сделал шаг от конкретного мышления к абстрактному, от образного представления к понятию. Решение им вопроса о мировом веществе (первоначале) принципиально отличалось от фалесовского как по содержанию, так и по обоснованию. Анаксимандр назвал первоначалом бытия нечто беспредельное, безграничное — апейрон как некую материальную причину всего сущего. Благодаря мыслимому апейрону одни вещи, по Анаксимандру, рождаются, а другие -умирают. В мыслимом апейроне возникают противоположности — горячее и холодное, борьба которых порождает различные явления мира.

Апейрон Анаксимандр не отождествлял ни с одним из известных элементов природы. Мыслитель назвал его недоступным чувственному восприятию, считая, что он поддается только умственному созерцанию. Это было существенным шагом вперед: от конкретного к абстрактному, от мифологического, поэтического (образного) мышления к философскому (понятийному). Анаксимандра можно назвать первым истинным ученым, проницательным исследователем естественного мира. Он впервые поставил перед исследователями природы вопрос о путях происхождения органических видов. Причем его взгляды на органическую жизнь очень похожи на современное понимание истории развития животных. Он считал, что последние первоначально находились в жидкой земле, поэтапно развиваясь. Сначала это были рыбообразные существа, а затем, при высыхании земли они, становились сухопутными животными. Как ученый Анаксимандр много занимался изучением структуры Земли и поднебесья. Именно он первым начертал карту «всей населенной Земли», а также сделал глобус небесной сферы.

Интеллектуальный преемник Анаксимандра Анаксимен от метафизического понятия вернулся к физическому представлению о первоначале. Он утверждал, что первичной субстанцией может служить сгущение и разрежение воздуха. В этой идее слышны отголоски представлений Фалеса о воде. Однако анак-сименовский «воздух» является беспредельным первоначалом. Приобретя важнейший метафизический оттенок, он становится «движущей силой», которая сохраняет свою материальную природу. Воздух для Анаксимена был и началом Космоса, и источником жизни, всех психических явлений (гр. psyche — душа, дышать). Философ утверждал, что вся Вселенная дышит: «Дух и воздух держат весь мир». Дыхание обеспечивает и сохраняет целостность (единство) мира. Анаксимен назвал семь форм существования воздуха как материи: огонь, эфир, воздух, ветер, облака, вода, камни. Через разрежение воздуха возникает огонь, а через его сгущение появляются последовательно вода, земля и камни. Таким образом, Анаксимен учил, что разрежение воздуха тождественно нагреванию, а его уплотнение — охлаждению.

Милетцы были создателями первоначального материализма, указав на материальные первоначала мира. Они же придали человеческой мысли особый, теоретический статус, то есть сблизили ее с метафизическим или, как сказали бы сегодня, -абстрактным мышлением. Античность, таким образом, породила рационализм, сторонники которого увидели первооснову сущего в чем-то вещественном: во влаге, воздухе и т.п. В поздних рациональных учениях греки не только вырабатывали отдельные идеи (греч. idea — зримая умом фигура), но и создавали сложные концепции о бытии и человеческой сущности.

Идеей разумности мира проникнуто учение пифагорейцев. Историки, кстати, приписывают школе пифагорейского союза введение в научный оборот термина «философия»: Пифагор говорил, что сам он вовсе не мудрец, как все его называли, а только любитель мудрости, то есть стремящийся к познанию первопричины бытия всех вещей. И дело здесь не в самой любви к мудрости, а в умении (искусстве) мудрствовать. Это способность человека особым светом своего разума пронизывать сложнейшие проблемы человеческой жизни, умение делать выводы из уже случившегося. Философия Пифагора покоится на «трех слонах»: морали, медицине и мистике. Эта философия в своей эволюции послужила одним из путей перехода от первоначального античного материализма к развитию идеалистической философии в Древней Греции. Если милетская натурфилософия в основу всего сущего заключала материальные начала (воду, апейрон, воздух), то Пифагор исходил из числа как самостоятельной метафизической сущности.

Философия пифагорейцев (философия чисел) потрясла культурную жизнь Эллады. По мнению Аристотеля, у пифагорейцев «числа занимали первое место во всей природе, элементы чисел они предпочитали элементам всех вещей и всю вселенную <признавали> гармонией и числом» [7]. Первоначало всех вещей и явлений (Бог) представлено единицей. Соединение двух единиц пифагорейцы назвали материей и увидели в этом некое единство противоположностей. Видимо, поэтому Г. Гегель и обратил внимание на то, что за мистикой чисел у пифагорейцев скрывалась разработка первых абстрактных философских понятий — единства, противоположности, множества.

О жизни и деятельности самого Пифагора известно очень и очень мало. Родился он в 571 или 570 г. до н.э., а умер, по всей видимости, в 497 или 500 г. до н.э. Пифагору приписывается множество научных и философских сочинений, но многие из них — скорее фальсификации последующих эпох. Известны сведения о том, что Пифагор, возможно, ввел систематическое преподавание философии (Фалес и Анаксимандр лишь делились своими мыслями с друзьями). Он же, якобы, впервые основал нечто вроде философского сообщества и тайного медицинского союза. В основе его философии и медицины лежали числа и их отношения. Это не могло не повлиять на представления о человеке. Истинный человек, по мнению Пифагора, — это человек, гармонически сформированный, равняющийся на Вселенную, подчиняющий свое тело дисциплине духа и прибегающий к строгому аскетизму, важнейшими средствами для которого являются философия, математика и медицина.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *