Особенности арабо-мусульманской философии.

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (3 оценок, среднее: 3,67 из 5)
Загрузка...

Особенности арабо-мусульманской философии определялись в Средние века исключительными условиями ее развития. На арабском Востоке и в части Испании, покоренной арабами, философская мысль находилась под гораздо меньшим воздействием религии, чем в Европе и Восточной Азии. Кроме того, объединение разрозненных арабских племен в единое огромное государство (Халифат) способствовало средоточию лучших умов в его научных центрах и достижению наиболее высокого уровня развития философской мысли. Ее формировали представители многочисленных народов, населяющих это государство: арабы, персы, евреи, таджики, турки, узбеки и т.д. Но все учения излагались только на арабском языке. Поэтому философию многих восточных народов принято называть арабоязычной. Еще одна ее особенность состоит в том, что она развивалась не только на фоне мифологий разных восточных народов, молодой тогда и посему не очень влиятельной религии — исламе, но и на базе высокоразвитой науки. В этой связи необходимо подчеркнуть, что арабская и арабоязычная наука в этот период ушла далеко вперед по сравнению с европейской.

В VIII—IX веках культурное развитие Западной Европы находилось еще на крайне, низком уровне по сравнению с арабским Востоком, где уже расцветала мощная и самобытная культура. Если обратиться к отдельным наукам, развитию которых способствовали арабы, то на одно из первых мест надо поставить географию. Географический кругозор арабов намного превосходил античный. Это естественно, если иметь в виду обширные районы, завоеванные ими. В тесной связи с географией находилась астрономия. Основной труд древности, творение Птолемея, сохранился благодаря арабам и известен под названием «Альмагесты». Аль-Зуфи в X веке впервые изготовил звездный каталог, где не только представлено положение звезд, но и указана их величина. Безусловны заслуги арабов в математике. Именно они ввели арабские цифры в арифметику, сделали переводы трудов Евклида по геометрии. Арабы значительно упростили тригонометрические вычисления греков. Велики заслуги арабов в физике и химии. Они ввели в европейский обиход ряд важных технических новинок: водяные и механические часы, хлопчатую, а затем и льняную бумагу, порох и многое другое.

В медицине арабы также добились значительных успехов. Наблюдения и описания болезней, сделанные арабскими врачами, отличаются большой точностью. Именно рабы впервые описали признаки таких распространенных болезней, как корь, оспа, рахит. Они значительно обогатили фармакологию. Многие арабские медики славились и как философы, например, Ибн-Сина (Авиценна). Расцвет арабской культуры (науки, искусства, техники, медицины) на рубеже I—II тысячелетий отразился на содержании философии. Внимание к опытному знанию и естественнонаучным дисциплинам принципиально отличает арабских философов Средневековья от их коллег европейцев. Однако в начальной форме арабской философской мысли, которую называли «калам», доминировали логические рассуждения о религиозных догмах Корана. Калам можно назвать магометанской схоластикой, так как он тоже обслуживал религию, «теоретически» оправдывая богословие.

Возник калам в начале VIII века. Один из авторов прямо называет его метафизическим учением о сущности Бога, его атрибутах. Попытка поддержать ортодоксальную веру путем прибавления к ней «небольшой дозы» рациональных элементов была предпринята в X веке Аль-Ашари (873-935). Однако некоторые предлагаемые им рациональные элементы доказательства бытия Бога были столь мизерны, что они почти не затрагивали веру в магию или в чудеса святых и т.п. Свободная Божья воля творит чудеса, воздействуя абсолютно на все явления природы. Так, тень есть не результат отсутствия освещения, а следствие Божьей воли. То есть нет никакой необходимой связи между причиной и следствием. Гегель в связи с этим остроумно назвал такой подход «шатанием, головокружением всего существующего» [14].

Постепенно у арабов развилась собственная оригинальная философия, в определенной мере связанная с теологией. Крупнейшими арабо-язычными философами средневековья являются Аль-Кинди (800-879), Аль-Фараби (870-950), Ибн-Сина (Авиценна) (ок. 980-1037), Омар Хайям (1049-1123), Ибн-Бад-жи (Авемпаце) (конец XI в-1138), Ибн-Рошд (Аверроэс) (1126-1198) и многие другие. Значительный вклад в становление арабской философии внес Аль-Кинди. В его учении на первое место вышли гносеологические проблемы. В своих работах он стремится средствами логики и математики доказать, что все природные и общественные явления происходят по жестким законам бытия. Бога он рассматривает лишь как «отдаленную причину» всех вещей и явлений. Скептически относясь к Корану, философ, тем не менее, соглашался с теологами, которые считали, что «тело мира» сотворено Богом, но, в отличие от них, он стремился это доказать логическими рассуждениями. Аль-Кинди при этом различал три ступени познания:

  1. логика и математика;
  2. естественные науки и медицина;
  3. метафизические проблемы.

Продолжателем дела Аль-Кинди считается Аль-Фараби -«первый философ арабов», среднеазиатский тюрк. Он очень высоко чтил все естественные науки и медицину. Первенство в науках он отдавал математике и логике. Отсюда понятно, что мыслитель большое значение придавал разуму человека, его развитию. Он считал, что только философия способна дать человеку понимание сущности бытия. В своем учении Аль-Фараби удавалось сочетать философию Аристотеля и Платона с учением неоплатоников. От первого он взял логику, у второго позаимствовал онтологическую систему: в Боге неоплатоновская «единица» сочеталась с древневосточной символикой света. И хотя Аль-Фараби отрицал значение мистического экстаза, он поддерживал идею об интеллекте как особом виде проявления «священного духа», объясняющего пророчества. Мыслитель верил в существование Бога как перво-двигателя. Его философия нацелена на вопросы познания и внешнего, и внутреннего мира человека. Аль-Фараби выступил против платоновской идеи «припоминания», выдвинув свою концепцию познания мира как единства и взаимозависмости чувств и разума.

Наиболее выдающимся арабоязычным философом Средневековья был таджик по происхождению Ибн-Сина (в европейской транскрипции Авиценна). Он написал более 300 работ по медицине, философии и другим наукам. Это один из величайших ученых-энциклопедистов того времени. Не было, пожалуй, ни одной науки, где бы его гений не оставил свой значительный след. Но особенно ярко проявился талант Ибн-Сины в медицине и философии. Его «Канон врачебной науки» и по сей день представляет научный интерес. Всемирную известность получила также его медицинская поэма. Он, как истинный ученый и практикующий врач, в своих естественнонаучных трудах придерживался только фактов, основывался на научных экспериментах, становясь тем самым на материалистическую точку зрения. Это положение имело исключительное значение, если учесть, что в эпоху средневековья медицину рассматривали как божественное искусство.

Ибн-Сина фактически продолжил линию философствования Аль-Фараби, значительно усовершенствовав его учение. Философия, по определению Ибн-Сины, есть учение о бытии как таковом. Он делит ее на три части: физику (учение о природе), логику (учение о путях познания природы, общества и человека) и метафизику (учение о понимании бытия в целом). Ибн-Сина обращает при этом внимание на взаимную связь физики, логики и метафизики. Так, физика внедряет в логику идею причинности. Логика «учит» физику методам познания. «Предметом же высшей науки, — говорил Ибн-Сина о метафизике, — не являются отдельные вещи, предмет ее — абсолютное бытие, поскольку оно абсолютно. Содержанием ее вопросов являются те состояния бытия, которые происходят из самого бытия и неотъемлемо присущи ему» [14]. Не без основания Ибн-Сину назвали «философом бытия». И все же центральное место в его метафизике занимала теория эманации, согласно которой мир, не будучи создан Богом, возник из него сам по себе — естественным образом, путем эманации, то есть не непосредственно, а через порождаемые им многочисленные умы.

Признавая существование Бога, Авиценна учил, что материальный мир вечен и никем не сотворен. Миру как вечной длительности во времени соответствует вечный Бог. Божественная деятельность есть мышление Бога о самом себе. Бог при этом безличен, безволен и подчинен необходимости. Такая теория, несмотря на религиозно-богословскую «оболочку», подрывала базовую основу религиозно-мистической идеологии. Что же касается души человеческой, то философ описывает ее как существенную форму тела, которая является бессмертной. Воскрешение тел он решительно отвергает. Интересна позиция Ибн-Сины в вопросе об универсалиях. Согласно его учению, последние имеют три уровня и существуют:

  1. в божественном разуме;
  2. в самой вещи, ибо всеобщее есть сущность вещи;
  3. в человеческом рассудке.

Заметный след в развитии арабской философии, математики, астрономии, литературы оставил Омар Хайям. В знак наивысшего уважения правитель Бухары во время бесед сажал его рядом с собой. Это был в подлинном смысле энциклопедист: знаменитый врач, известный математик, признанный астроном, неподражаемый поэт.

Особым взлетом науки, медицины и философии отмечен период расцвета Испании в ХП столетии. Здесь жили и творили тогда прославленные ученые, врачи, знаменитые философы Ибн-Баджи (в латинской транскрипции Авемпаце), Ибн-Рошд (в европейской транскрипции Аверроэс) и другие. Интересны, например, размышления Ибн-Баджи об идеальном государстве, где не нужны ни полиция, ни суд, ни медицина, потому что в этом государстве все правильно питаются. Болезни же от внешних причин исцеляются естественным путем. Насилия в таком государстве тоже нет, так как там правят Любовь и Справедливость. А Ибн-Рошд, будучи последователем Аристотеля, которого он ставил «выше всех философов», отвергал аристотелевское понимание материального мира как «возможного» бытия. Он считал, что материя и форма не существуют отдельно друг от друга. Их можно разделить только мысленно.

Арабская философия оказала большое влияние на развитие европейской философской мысли. Она оживила античную традицию и внесла свежую струю в средневековую философию. Но только с началом Просвещения христианская философия стала терять почву под ногами все более стремительно, от века к веку, а затем уже от десятилетия к десятилетию. После Французской революции несхоластические интеллектуалы (а таких становилось все больше и больше) были убеждены, что полное исчезновение схоластики и вообще всякой религиозно-философской мысли — только вопрос времени. Вспомним К. Маркса, О. Конта, И. Канта и Фихте, для которых религия — это непросвещенная рациональность, или Г. Гегеля, считавшего, что католики — ненадежная опора для общества. В конце XV века в сфере философии уже витал новый дух — дух независимого мышления, принимавшего самые разнообразные формы, но неизменно стремившегося развернуться вширь. Западное мышление раскрывалось навстречу новому универсуму — медленно, мучительно, но неотвратимо оно приближалось к порогу, за которым его ждало освобождение от надоевших всем формальных структур.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *