Суть научной революции.

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (Пока оценок нет)
Загрузка...

Суть и смысл научной революции с философских позиций рассматривались учеными и оригинальными мыслителями XVI-XVII веков. Научную революцию признавали свершившимся фактом, считая ее одновременно завершением эпохи Возрождения и начальным этапом становления современного научного познания. Впервые творческая мысль исследователей была обращена к самой природе, вооружившись «ключом» от ее прочных дверей, то есть научным методом познания. Под этим знаком начиналось мощное умственное движение, предшественниками которого были знаменитые ученые позднего средневековья: Н. Коперник, Дж. Бруно, И. Кеплер, Г. Галилей. Так, мыслитель, врач, астроном Николай Коперник разработал принципиально новую гелиоцентрическую систему (в центре Вселенной находится Солнце, а Земля является одной из планет солнечной системы). Он произвел и необходимые математические вычисления для научного подтверждения своей гениальной гипотезы. Однако это открытие Коперника многие годы не укладывалось в головах абсолютного большинства просвещенных европейцев, будучи по сути своей предвестником мировоззренческой революции, круто изменившей менталитет человечества.

Классическими представителями философии, связавшей себя с научным экспериментом, стали англичанин Френсис Бэкон (1561-1626) и француз Рене Декарт (1596-1650), которые в сфере науки, в частности в западноевропейской философской методологии, произвели суперрадикальный переворот. Они приспособили новую философию для целей новой науки, возложив на нее задачу разработки научных методов познания природы. С этой целью ученые по-новому осмыслили само понятие «субстанция». Во-первых, его связали с онтологией как предельным основанием бытия (Бэкон). Во-вторых, увязали его с задачей гносеологического осмысления достоверности научного знания (Декарт). Именно этот качественный переворот в философской методологии познания естественной природы породил мыслительную революцию, получившую название философской. Разработка принципиально новых научных методов познания, а также определение их параметров и коэффициентов, позаимствованных, кстати, из математики и физики, других естественных наук, оказались единственно приемлемыми и для нового философского мышления. Уже сами «размышления о методе как таковом, — писал немецкий философ Б. Лакебринк,

— стали предметом современного мышления, в то время как средневековый мыслитель умел пользоваться своим методом с инстинктивной уверенностью гения» [6].

Первым в ряду ученых и философов, обладавших принципиально новым типом мышления, разрабатывавших опытно-рациональный, научный метод в познании, считается выдающийся английский ученый Ф. Бэкон. Именно его учение об индукции в западном мышлении привело к формированию интеллектуальной атмосферы творчества. Исследуя функции науки в жизни и истории становления человечества, философ впервые сформулировал этику научных исследований, противостоящую менталитету магического типа, еще довольно широко распространенному тогда на Западе. Он определил и некие теоретические основания в развитии техники. Английский ученый заложил методологический фундамент современной науки, которая стала наиболее важным деянием в европейской жизни. Поэтому Ф. Бэкона высоко ценят все современные ученые и философы как оригинального мыслителя, впервые предложившего разрабатывать новые способы познания вещей, предметов и явлений естественной природы в органическом единстве жизненного опыта, научного эксперимента и теоретического обобщения полученных результатов, а также их философского осмысления.

Напомним, что речь идет о зарождении принципиально новой философской методологии опытной (экспериментальной) науки, кстати, сродни медицинской. Путем скрупулезного наблюдения за природой и тщательного проведения разнообразных научных опытов, теоретически систематизированных исследователями, ученые постепенно открывали новые связи и отношения между объектами природы и разрабатывали законы, общие принципы, которые давали мыслящему человечеству ключ к пониманию природы, необходимый для управления ею. По Бэкону, существуют три основные способности познания: память, воображение и рассудок, или мышление. На память опирается естественная и гражданская история, а на воображение — литература, поэзия. На рассудке основываются математика, все естественные науки и, конечно, медицина. Разработка философом индуктивного метода как естественного движения мысли от изучения единичных фактов к общим положениям, рассмотренного им в «Новом органоне», позволила медицинской науке совершить революционный рывок в познании причин многих заболеваний, особенно инфекционных.

Основная заслуга Бэкона-философа видится в том, что он решительно отстаивал самодостаточность научно-философского метода, значительно ослабив традиционно сильную связь между философией и теологией. Схоластов, а также Платона и Аристотеля Ф. Бэкон подвергал критике за то, что они преувеличивали роль и значение дедукции в познании, тогда как те предпосылки, на которых они основывались, вполне могли быть всего лишь измышлениями, порожденными болезненной фантазией самих исследователей и не имеющими никаких оснований в действительности. Для Бэкона наука и философия древних греков — это некая детская забава: «Греки были вечными детьми не только в том, что касается истории или знания о прошлом, — категорично заявлял он, — но особенно в изучении природы. Разве не отдает детством философия, которая может только болтать и ссориться, но не умеет производить? Время, когда она родилась, было временем сказаний, с бедной историей, скудные сведения для которой черпались в основном из описаний путешественников… ей недоставало достоинства и благородства» [7].

Ф. Бэкон ратовал за решительное изменение статуса и положения науки силой человеческого разума и практикой преобразования природы: «…Если желают открытий, и в большем числе, и более полезных, и в меньшие промежутки времени, -писал он, — то их, естественно, скорее можно ожидать от разума, от разумной деятельности, от разумного метода» [8]. Именно Бэкону принадлежит ставший знаменитым афоризм: «Знание — сила», в котором отразилась практическая направленность разумного (научного) способа познания окружающей человека природы. В знании как силе, по Бэкону, и достигается практическая действенность человеческого разума, реализуется искусство мышления. Следовательно, человек обретает несомненную уверенность в своих мыслительных проектах и практической деятельности, причем только благодаря самому себе как творцу новой природы. Умственное конструирование идеальных объектов составляло философскую базу эксперимента или научного опыта.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *