Философия научного гуманизма.

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (Пока оценок нет)
Загрузка...

Философия научного гуманизма.

Философия научного гуманизма — именно так можно оценить работы большинства материалистов XIX столетия, которые стремились продвинуть дальше новейшие открытия естественной европейской науки, обществоведения, используя достижения диалектической культуры мышления ученых, придав науке особую содержательную наполненность, а рационализму — метафизическую отточенность.

Философия научного гуманизма.

Философия научного гуманизма — именно так можно оценить работы большинства материалистов XIX столетия, которые стремились продвинуть дальше новейшие открытия естественной европейской науки, обществоведения, используя достижения диалектической культуры мышления ученых, придав науке особую содержательную наполненность, а рационализму — метафизическую отточенность. Философская мысль этого периода обнаруживает не только живую преемственность в разработке мировоззренческих представлений, но и значительное продвижение вперед в сфере антропологии, а также в методологической области — гносеологии (теории познания). В европейской культуре выделились три относительно независимые сферы со своими системами ценностей: естествознание, искусство, научный гуманизм.

Людвиг Фейербах, будучи учеником Г. Гегеля, первым подверг философскую систему последнего всесторонней критике с позиций антропологического материализма. Философия не может достигнуть истинных результатов до тех пор, настаивал он, пока она замыкается в рамках чистой мысли. Лишь изучая природу, действительность, человека, философ приобретает истинные знания о мире. Философская же система, пытающаяся выйти за пределы природы и жизни человека или игнорирующая и то, и другое, ничтожна и бессмысленна. Л. Фейербах поставил во главу угла своего философствования не просто проблему познания вообще, а познание человека, его сущности. Впервые рассмотрев человека как природное существо, как абстрактного индивида, он создал один из вариантов гуманистического (антропологического) материализма. При этом философ увидел данную проблему в специфическом отношении между человеческими индивидами.

Универсальным предметом философии, по Фейербаху, должен быть не дух и даже не природа, а человек — в единстве своей духовной и телесной сущности. В проблеме бытия человека скрыта, считал он, проблема всех проблем бытия мира. Поэтому философия обязана познавать человека и его сущность, а следовательно, она должна быть антропологией. С позиций материалистического антропологизма немецкий философ критикует все виды и формы идеализма. Он требует отбросить умозрительные спекуляции о сверхчувственном. Все мистерии идеализма, считает JI. Фейербах, исчезнут сами по себе, если люди поймут свою природу, проявляющуюся в обожествлении собственных потенций. Следует отметить, что многие известные ученые, особенно биологи, медики (как на Западе, так и в России), с большим почтением относились к философской антропологии Фейербаха.

Л. Фейербаху импонировала идея «реально чувствующего человека». Поэтому характерной особенностью его философской системы стал антропологический принцип познания мира, заключающийся в представлении человечества как высшего продукта природы, в рассмотрении человека в неразрывном единстве с ней. Природа телесна, материальна, чувственна. «Природа природы находится в самой природе» [14]. Следовательно, именно она является базовой основой духа человека. В этой связи природа должна стать основой нового философствования, призванного раскрывать земную сущность человека, которого она наделила и чувствами, и разумом. Его психика зависит в основном от особенностей телесной организации, анато-мо-физиологических характеристик. К сожалению, немецкий философ чрезмерно абсолютизировал природную (биологическую) сторону в развитии личности человека, недооценивая при этом его социально-культурную составляющую.

Антропологический принцип Фейербаха в теории познания выразился в том, что философ по-новому стал интерпретировать само понятие «объект». Оно первоначально формируется в опыте человеческого общения, и потому первый объект для любого индивида — это другой индивид, или «Ты». «Человек одновременно и «Я» и «Ты», — объясняет Л. Фейербах, — он может стать на место другого именно потому, что объектом его сознания служит не только его индивидуальность, но и его род, его сущность» [15]. Человек для Фейербаха — это «единственный, универсальный и высший предмет философии» [16]. Мыслителем человек (антропос) вообще воспринимается как природное, биологическое (психофизиологическое) существо. А поскольку он отрывает его от социальных условий бытия, фейербаховский человек предстает абстрактным существом. Однако, видя в человеке высший смысл философского познания, Фейербах рассматривает его не просто как индивидуальность, а как органическую связь между людьми, взаимозависимость «Я» и «Ты».

По Фейербаху, «сущность человека заключается не в нем как моральном и не в нем как мыслящем существе». Сущность человека только в общности, в единстве человека с человеком, в единстве, которое, однако, опирается только на реальность различия между «Я» и «Ты». Фейербаховское открытие «Ты» порой называют «коперниковским свершением» современной философской мысли. По своему значению оно превосходит или, по крайней мере, не уступает марксовой формуле сущности человека как «совокупности всех общественных отношений». Однако из антропологизма и метафизики Л. Фейербаха вытекала созерцательность всей его философии и ее неспособность стать активным средством преобразования природного мира и общества. Для немецкой философии это, конечно, было шагом назад, в частности от горячего желания Фихте и Гегеля создать философию активного действия и конструктивного познания.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *