Марксистская философия (от разума к практике)

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (Пока оценок нет)
Загрузка...

Глава 5. Марксистская философия (от разума к практике)

В середине XIX века, в период значительных достижений в области естествознания, открытия законов клеточного строения, происхождения видов растений и животных, сохранения и превращения энергии, зарождается новое философское течение — марксистское.

Марксистская философия (от разума к практике)

В середине XIX века, в период значительных достижений в области естествознания, открытия законов клеточного строения, происхождения видов растений и животных, сохранения и превращения энергии, зарождается новое философское течение — марксистское. В связи с радикальными изменениями в общественно-исторической практике потребовался критический философский анализ общественного бытия. В этом переосмыслении и состояло и назначение марксистской философии, благодаря которой было иначе осознано природное и общественное бытие, предприняты шаги к разрешению глобальных противоречий, возникающих в сфере общественных отношений. «Таким образом, — убеждал К. Маркс, — в результате получается, что в той мере, в какой мир становится философским, философия становится мирской…» [1]. Марксистская философия фактически превратилась в социальное учение.

Специфика марксистской философии.

Специфика марксистской философии состоит в том, что она с самого своего возникновения нацелилась на осмысление и преобразование собственного статуса в обществе, культуре, науке. Выступая как принципиально новое учение об обществе и человеке, она критически осмысливает прошлое, настоящее и будущее человечества, — именно в этом ее уникальность, самобытность и привлекательность. К. Маркс (1818-1883) и Ф. Энгельс (1820-1895), формулируя новые принципы философствования, исходили из самого широкого понимания роли и значе-

ния философии как самосознания человечества в общественном совершенствовании. Вслед за Г. Гегелем они оценивали философию не иначе как «эпоху, схваченную в мысли» и, более того, претендующую на статус «духовной квинтэссенции». Еще в первых своих работах К. Маркс высказывал мысль о том, что именно философия способна и должна сыграть «роль Прометея». Она, не склоняя головы перед земными и небесными богами, призвана нести людям свет знания и свободы [2]. Поэтому мыслители стремились создать совершенно иную философию, которая позволила бы научно обосновывать развивающуюся систему взглядов на мир, общество и человека и формулировать принципиально новые законы диалектико-материалистического мышления.

Марксистская философия с самого своего зарождения получила признание среди различных слоев интеллектуалов. По мнению некоторых из них, она действительно «оплодотворяла» практику преобразования общественного бытия. Однако ее смысл и сущность оказались довольно сложными для мыслителей того времени — современников К. Маркса и Ф. Энгельса, которые, создав свою философскую систему осмысления объективных природных и общественных процессов, называли ее новой (точнее говоря — новым материализмом). В советской философской литературе ее преимущественно называли диалектическим и историческим материализмом. В научный оборот принципы диалектического материализма ввел «отец русского марксизма» Г.В. Плеханов (1857-1918). А К. Маркс, Ф. Энгельс, да и практически все их последователи пользовались понятием «современный материализм» — с тем, чтобы отделять принципиально новые философские взгляды и позиции от традиционного античного материализма, а также от материализма представителей французского Просвещения. Что касается В.И. Ленина, то он практически во всех своих философских работах широко использовал плехановский термин — «диалектический материализм».

Суть марксистской философии состоит не только в разработке новых принципов материалистической диалектики, но и в принципиально ином подходе к роли философии в общечеловеческой культуре. Она, по утверждению ее создателей, должна была нацеливать творческую часть человечества на радикальное преобразование мира и общества. Маркс, впервые излагая свое философское кредо в «Тезисах о Фейербахе», заявил, что «философы лишь различным образом объясняли мир, но дело заключается в том, чтобы изменить его» [3]. В уточненном переводе мысль К. Маркса звучит так: «философы лишь различным образом интерпретировали мир, а надо понять его с тем, чтобы сознательно его преобразовать». Вышесказанное ни в коей мере не означает, что все философы до Маркса лишь пассивно созерцали мир и не стремились качественно изменить его, улучшить общество и человека. Этот тезис указывает на принципиальное отличие новой философии от прежних философских систем ее ориентацией на качественное изменение жизни людей в соответствии с принципами социальной справедливости. В философии Маркса-Энгельса в центре внимания находится осмысление роли и значения сознательной преобразовательной деятельности человечества. Новая философия, как и прежде, исследует и объясняет мир, но ее главный замысел — это поиск практических путей качественного преобразования общества.

По Марксу, разумное человечество должно жить разумно. Оно должно наконец выйти из-под контроля природных сил. В свое время еще Г. Гегель, оценивая современный ему период немецкой истории как высшую ступень в развитии абсолютного духа, пришел к выводу, что последний сначала достигает самопознания. Затем он приходит в состояние покоя, и на этом, собственно, завершается всемирно-исторический процесс. К. Маркс решительным образом отвергает эту философско-мистическую парадигму Гегеля о примирении истории общества с якобы ставшей разумной действительностью. Для марксистской философии характерна совершенно иная идея, а именно: разумен только человек, и его борьба против неразумной действительности должна стать прежде всего борьбой со всеми общественными системами, с государственными структурами и учреждениями, которые реально противодействуют интересам большинства населения. Именно поэтому К. Маркс рассматривает свою философию как «философию действия», призванную не столько удовлетворять человеческую любознательность, сколько содействовать разумному переустройству мира. Он приходит к выводу, что развитие самой философии неизбежно должно привести к превращению человеческой мысли в практическое действие по преобразованию сознания людей и их общественного бытия.

К. Маркс и Ф. Энгельс, войдя в историческое пространство философской мысли, решительно обозначили свою принципиально иную мировоззренческо-методологическую позицию как диалектико-материалистическую. Именно она и позволяла им диалектично анализировать и объективно судить или научно оценивать все имеющиеся знания о природе, обществе и человеке. И, разумеется, ценность философского мышления они видели не в самом процессе, а в качестве способности формировать научную картину мира как мировоззренческую линию жизни и развивать принципиально иные методологические ориентиры познания сути и смысла общественного бытия, которые с таким трудом открываются человеческому познанию. Философское осознание Марксом и Энгельсом практических путей преобразования действительности, качественного изменения исторического развития общества стало их главной научно-исследовательской проблемой. А осознание характера общественных явлений через анализ противоречий подвело К. Маркса к уяснению объективной сущности этих явлений и, как следствие, к открытию экономических законов. Так, к примеру, осмысление труда в единстве конкретного абстрактного позволило ему определить стоимость товара и т.п.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *