Диалектический материализм.

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (Пока оценок нет)
Загрузка...

В духовном единстве с Марксом принципы новой философии разрабатывал Ф. Энгельс. Его талант проявился в работах, посвященных философии природы. По его мнению, в задачу философии входит научный поиск и мировоззренческое осмысление общих законов развития природы, общества и человеческого мышления.

Диалектический материализм делает свои мировоззренческие выводы не из умозрительных постулатов, как это было во всех предшествующих философских системах, а из результатов естественнонаучного исследования природы, включая новейшие биомедицинские открытия, но прежде всего — из совокупного опыта жизнедеятельности всего человечества. Ф. Энгельс, подчеркивая принципиальное отличие излагаемых К. Марксом и им самим новых философских воззрений от предшествующей философии, говорил следующее: «Это вообще уже больше не философия, а просто мировоззрение, которое должно найти себе подтверждение и проявить себя не в некой особой науке наук, а в реальных науках». И далее: «Современный материализм обобщает новейшие успехи естествознания…» [12]. Ф. Энгельс подчеркивает, что речь идет о новом философском мировоззрении, которое означает понимание природы такой, какая она есть на самом деле, без посторонних субъективных прибавлений.

Следует помнить, что само выражение «диалектический материализм» отсутствует в работах К. Маркса и Ф. Энгельса. Они говорят лишь о диалектическом характере созданного ими нового материализма. При этом Ф. Энгельс решительно противопоставляет последний всем предшествующим материалистическим учениям, которые оставались чужды диалектике и носили метафизический (антидиалектический) характер, сводили движение к механическому перемещению тел, не признавали всеобщности и существенности развития, ограничивались материалистическим пониманием исключительно природы. Выражение «диалектический материализм» ввел в научный оборот последователь К. Маркса и Ф. Энгельса философ-самоучка И. Диц-ген (1826-1888) — рабочий-кожевник. А выражение «философия марксизма» впервые появляется в сочинениях русских марксистов Г.В. Плеханова и В.И. Ленина, после чего надолго закрепляется в современной терминологии.

Философия марксизма противопоставляется не только любому идеализму, но и всем философским материалистическим учениям прошлого. То, что К. Маркс называл истинным материализмом, не есть материалистическое учение только о природе, каковым был весь предшествующий (в том числе и фейербаховский) материализм. Речь уже шла о расширении философского поля последнего, о распространении его идей на осмысление развития общества, то есть о материалистическом понимании истории.

Итак, диалектический материализм, естественно порвав с идеализмом, отходит и от представлений старого материализма и, в соответствии с этим, заново формирует предмет философии, а значит, и всю ее проблематику. Предметом марксистской философии становятся универсальные законы диалектики, которые трактуются как особые сущностные отношения, характеризующие процессы и явления, происходящие в неживой и живой природе, в общественной жизни, а также в человеческом мышлении.

Конечно, все открытые законы природы, общественной жизни, познавательной деятельности объективно отражают отдельные сферы бытия и жизнедеятельности людей и при этом качественно отличаются друг от друга. Но над ними возвышаются и некие всеобщие законы, которые интегрируют открытия во всех областях науки и целостно отражают бытие. Правомерным, научно и философски обоснованным становится допущение, что наличествует некое существенное единство многообразия известных наукам законов, единство, которое стремится выявить и выразить диалектика как философское учение. Это общее между качественно различными законами многообразных сфер бытия и составило смысл самих законов диалектики, отражающих всеобщий диалектический процесс, содержание которого образуют установленные наукой факты: информативность, движение, развитие в природе, обществе и познании. К. Маркс и Ф. Энгельс характеризовали движение, изменение, развитие в природе и обществе как всеобщий процесс, совершающийся по законам диалектики. При этом они решительно не соглашались с гегелевским пониманием процесса развития, которое фактически отрицало его всеобщность.

Законы диалектики являются, с их точки зрения, не только законами всякого движения и изменения, но прежде всего — законами развития. Поэтому центральным понятием в марксистской философии как учении о диалектических процессах стало понятие всеобщности развития. Ф. Энгельс справедливо указывал на то, что материалистическая философия с каждым новым эпохальным научным открытием принимает иную историческую форму. Диалектический материализм как принципиально новая историческая форма материалистической философии теоретически переосмыслил выдающиеся естественнонаучные открытия середины и конца XIX столетия. Еще раз подчеркнем, что философия марксизма, будучи синтезом диалектики и принципов естественнонаучного материализма, а также материалистическим способом понимания хода истории, принципиально отличается от всей предшествующей материалистической философии — как французской (XVIII-XIX вв.), так и русской.

Раньше материю отождествляли с веществом, с вещественно-субстратным образованием. Получалось, что поле, плазма есть не материя, а нечто похожее на дух или, в крайнем случае, на «материальный дух» (Вл. Соловьев). Многие естествоиспытатели полагали, что открытие полей и плазмы расширило понятие материи, в которое стали входить вещество плюс поле и плазма как новые виды материи. Суть марксистского материализма состоит не в простом утверждении, что все в мире есть материя. Суть, скорее, в новом философском ее определении: «Материя как таковая — это чистое создание мысли и абстракция. Мы отвлекаемся от качественно различных вещей, когда объединяем их, как телесно существующие, под понятием материи. Материя как таковая, в отличие от определенных, существующих материй, не является, таким образом, чем-то чувственно существующим» [13]. Согласно Ф. Энгельсу, все абстракции, подобные абстракции материи, являются частью мысли и сознания, «продуктами», возникающими в результате деятельности материального мозга. Объясняя явления природы и общества, он исходил из многообразия форм движения материи.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *