Диалектический материализм.

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (Пока оценок нет)
Загрузка...

Философски глубоко проанализировал понятие материи и В.И. Ленин, дав ему гносеологическое определение. Материя, отмечал он, есть философская категория, отражающая объективную реальность, существующую вне и независимо от сознания и отображенную им. Это определение материи раскрывается в плане противоположения субъекта и объекта познания -«я» и «мир». Под миром разумеется уже не только вещество и поле, но и многое другое, что существует вне человеческого сознания и способно прямо или косвенно воздействовать на него (см. более подробно в главе «Философия русской духовности»). Можно смело утверждать, что это принципиально новое философско-мировоззренческое определение материи, ибо оно дается через осмысление основного мировоззренческого вопроса о первичности материи или сознания.

Марксистская философия является не только отображением и проявлением материальной и духовной деятельности (теорий, взглядов, учений, концепций и т.д.) людей, но также и методом познания и преобразования действительности. Она направлена не столько на реальное отражение и оценку уже известного, сколько на раскрытие смысла старых и новых знаний. Это предполагает использование материалистической диалектики как метода выявления нового в прежней действительности. К. Маркс, Ф. Энгельс, В.И. Ленин и другие высоко ценили гегелевскую диалектику, считая ее величайшим приобретением философской мысли. Всякую иную формулировку принципа развития они считали односторонней, бедной содержанием. Следуя гегелевскому диалектическому методу, они, к примеру, утверждали, что взаимодействие общественного бытия и общественного сознания «исключает всякое абсолютно первичное и абсолютно вторичное; но вместе с тем оно есть такой двусторонний процесс, который по своей природе может рассматриваться с двух различных точек зрения; чтобы его понять как целое, его даже необходимо исследовать сперва с одной, потом с другой точки зрения, прежде чем можно будет подытожить совокупный результат. Если же мы односторонне придерживаемся одной точки зрения как абсолютной в противоположность другой…, то мы остаемся в плену односторонности метафизического мышления; от нас ускользает связь целого» [14].

В диалектическом материализме понимание мира, общества и человека осуществляется путем критического теоретического мышления, то есть посредством разума. Но чтобы избежать беспочвенных спекуляций, К. Маркс и Ф. Энгельс основывают свои теоретические выводы на опыте конкретно-исторического научного познания. Марксистская философия и человека рассматривает в диалектическом единстве общественных и индивидуальных проявлений, как существо, «творимое» историей и «творящее» историю, как средство и цель, руководимого и руководящего, невольного и свободного участника общественной жизни. Отсюда возникло марксистское представление о повторяемости в истории, о наличии в последней объективных, независимых от человека законов, которые вполне возможно выявить. Более того, можно использовать это знание, направляя его, ускоряя или замедляя тем самым развитие общества.

Главные концептуальные идеи и принципы диалектикоматериалистической философии были сформулированы гениальными мыслителями К. Марксом и Ф. Энгельсом еще в середине XIX века. Они, как истинные ученые, критически переосмыслили всю гегелевскую диалектику. Вывод Маркса о роли диалектики был предельно четким и категоричным: «Мой диалектический метод по своей основе не только отличен от гегелевского, но является его прямой противоположностью. Для Г. Гегеля процесс мышления, который он превращает даже под именем идеи в самостоятельный субъект, есть демиург действительного, которое составляет лишь его внешнее проявление. У меня же, — подчеркивает он, — наоборот, идеальное есть не что иное, как материальное, пересаженное в человеческую голову и преобразованное в ней» [15]. К. Маркс и Ф. Энгельс действительно перестроили целые разделы науки об обществе, в частности о человеке, его сознании, оказав огромное влияние на современное состояние философии познания.

Оригинальный отечественный философ М.К. Мамарда-швили (1930-1990) писал: «Маркс входит в тот весьма немногочисленный круг мыслителей в истории человечества — во всей истории их можно перечесть по пальцам, которые… на столетия вперед определяли сам стиль познающего мышления, точки отсчета его движения, тип его рациональности» [16]. К. Маркс и Ф. Энгельс представляли западную философскую традицию в самых лучших ее чертах, и главная из них, по мнению американского философа Эриха Фромма (1900-1980), — это безграничная вера в разум и прогресс. Он называл их «олицетворением того самого человека, о котором они мечтали, человека, который мало имеет, но много знает, а богатство его в том, что он нужен людям» [17].

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *