Статус диалектики в марксистской философии

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (Пока оценок нет)
Загрузка...

К. Маркс и Ф. Энгельс считали себя учениками Гегеля. Они высоко ценили гегелевскую диалектику, ибо в ней были осознаны и всеобъемлюще выражены всеобщие формы развития, правда, касающиеся исключительно понятий, их самодвижения. Реальным основанием гегелевской диалектики стала сама история человеческого мышления. А мышление, как и всякая духовная жизнь, являет собой отражение природы и реальной жизни людей в противоречиях. Г. Гегель ярко представил в своем учении динамику диалектических противоречий в мышлении. Ему удалось гениально предсказать диалектику вещей и явлений именно потому, что в понятиях (или категориях) логики отражены универсальные связи и законы бытия. Отличие материалистической диалектики (марксистской) от идеалистической (гегелевской) образно раскрыто в словах Ф. Энгельса: «Гегелевская диалектика так относится к рациональной диалектике, как теория теплорода — к механической теории теплоты, как флогистонная теория — к теории Лавуазье» [20].

Это вполне согласуется с мнением многих специалистов: медиков, психологов, социологов, философов и т.д., работающих в рамках сугубо человеческой проблематики. «В прямую противоположность немецкой философии, — указывал К. Маркс, — спускающейся с неба на землю, мы здесь поднимаемся с земли на небо, т.е. мы исходим не из того, что люди говорят, воображают, представляют себе, — мы исходим также не из существующих только на словах, мыслимых, воображаемых, представляемых людей, чтобы от них прийти к подлинным людям; для нас исходной точкой являются действительные люди, и из их действительно жизненного процесса мы выводим также и развитие идеологических отражений и отзвуков этого жизненного процесса» [21].

Для диалектической философии нет ничего раз и навсегда установленного и безусловного. Диалектика по своей сути является отражением постоянного движения материи и духа (сознания), развития бытия, объяснением непрерывного процесса возникновения и уничтожения в мире, бесконечного восхождения от низшего к высшему. В «Диалектике природы» Ф. Энгельс писал: «Таким образом, история природы и человеческого общества — вот откуда абстрагируются законы диалектики… Все эти три закона были развиты Гегелем на его идеалистический манер лишь как законы мышления… Ошибка заключается в том, что законы эти он не выводит из природы и истории… Мы не собираемся здесь писать руководство по диалектике, а желаем только показать, что диалектические законы являются действительными законами развития природы и, значит, имеют силу также и для теоретического естествознания» [22].

Если развитие в естественной природе подчинено универсальной взаимосвязи, то не могут представлять исключения и сами принципы и законы диалектики, которые отражают суть и характер естественного развития. Между принципом всеобщей взаимосвязи и принципом развития через противоречия действительно существует неразрывная связь, причем связь генетического свойства: развитие рождается из взаимодействия предметов и явлений. Вот почему и при изложении принципов и законов диалектики эта логика должна строго выдерживаться, ибо это как раз тот самый случай, когда «от перемены мест слагаемых сумма изменяется». Диалектика как учение об универсальных связях и саморазвитии в марксистской философии представлена в следующем виде:

  1. Принципы диалектики:
    1. всеобщей взаимной связи;
    2. развития через противоречия;
    3. детерминизма и т.д.
  2. Основные законы диалектики:
    1. перехода количественных изменений в качественные и обратно;
    2. единства и борьбы противоположностей;
    3. отрицания отрицания.
  3. Категории диалектики:
    1. сущность и явление;
    2. единичное, особенное, всеобщее;
    3. форма и содержание;
    4. причина и следствие;
    5. необходимость и случайность;
    6. возможность и действительность.

Все составные части этой единой диалектической системы взаимосвязаны. Они взаимопроникают друг в друга и обязательно предполагают друг друга. Так, принципы диалектики с необходимостью реализуются в законах и категориях, а законы входят в содержание категорий и т.д.

Основные законы диалектики характеризуют сам процесс развития, в ходе которого внутренние противоречия приводят к разрушению старого и появлению нового качества, а повторное отрицание определяет общее направление процесса развития — прогрессивное, от простого к сложному.

Таким образом, К. Маркс и Ф. Энгельс создали совершенно новую диалектику как науку о наиболее общих законах развития мира, человеческого общества и мышления людей. Эта наука, говоря словами В.И. Ленина, стала «душой марксизма», так как она не только способствовала разработке принципиально нового, научного мировоззрения — диалектико-материалистического, но еще и превратилась в некую философско-методологическую базу решения многих исследовательских и практических задач в естествознании, культурологии, обществоведении и т.д.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *