Диалектический метод научного познания.

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (Пока оценок нет)
Загрузка...

Диалектический метод познания не мог бы появиться и утвердиться в общественном сознании без величайшего открытия К. Маркса — материалистического понимания истории, т.е. исторического материализма как социально-философской концепции, раскрывающей органическое единство природного и социального, индивидуального и социального, объективного и субъективного, материального и духовного. Это, как заявляли последователи марксизма, есть «достраивание» материализма «доверху». Таким образом, К. Маркс и Ф. Энгельс, искусно применив диалектико-материалистический метод в анализе общественной жизни, сделали два великих открытия: вывели закон прибавочной стоимости и установили необходимость материалистического понимания истории. Именно эти положения легли в основу марксистской философии, политической экономии и научного коммунизма. И несмотря на то, что основные научные интересы К. Маркса, Ф. Энгельса, Г.В. Плеханова, В.И. Ленина находились в области экономики, права, политики, значительную часть своей творческой деятельности они посвящали разработке всеобщего диалектико-материалистического метода.

Напомним, что марксистская философия рассматривает связь диалектики объективной и диалектики субъективной как единство природы, общества и познания, отражение объективного развития природы и общества человеческим сознанием, теорией познания. Адепты диалектического материализма заново скрупулезно исследовали все законы и категории диалектики, основные диалектические принципы развития, связи, детерминизма и т.д. Они рассматривались прежде всего в таких работах, как «Анти-Дюринг» (1877), «Диалектика природы» (1883, опубликована в 1925), «Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии» (1888) Ф. Энгельса; докторская диссертация «Различие между натурфилософией Демокрита и натурфилософией Эпикура» (1841, опубликована в 1902), «Капитал» К. Маркса; «К вопросу о развитии монистического взгляда на историю» (1895), «Очерки по истории материализма» (1896), «К вопросу о роли личности в истории» (1898) Г.В. Плеханова; «Материализм и эмпириокритицизм» (1908), «Философские тетради» (опубликованы в 1925-1929) В.И. Ленина.

Г.В. Плеханов не уставал повторять: нельзя обращаться к результату мыслительной деятельности гениев, не усвоив их метода. Он учил умению мыслить диалектически, брать в расчет время и место действия. Дальнейшее развитие диалектикоматериалистического метода (особенно в XX веке) носило сложный и противоречивый характер: действительные достижения диалектико-материалистической мысли, имевшиеся в идеях данного философского направления и в открытиях различных наук, зачастую сопровождались его упрощенным толкованием, вульгаризацией ряда принципиальных марксистских положений. А в конце столетия имело место даже уничижительное отрицание диалектики без всякого на то основания. Защита и распространение принципа диалектического познания природных явлений, осуществленные Ф. Энгельсом и его последователями во всем мире, стали важнейшим событием в творческом развитии диалектического метода научного познания. Немалый вклад в это дело внес Владимир Ильич Ленин (1870-1924).

Наибольший интерес для исследователей теории познания диалектического материализма представляет ленинская работа «Материализм и эмпириокритицизм». В ней автор дал классическое определение материи как философской категории «для обозначения объективной реальности, которая дана человеку в ощущениях его, которая копируется, фотографируется, отображается нашими ощущениями, существуя независимо от них» [25]. Значительную роль в современной гносеологии сыграла ленинская разработка диалектико-материалистической теории отражения. Правда, сама по себе проблема отражения имеет глубокие исторические корни. Она была выдвинута Демокритом в учении об «истечениях». Позже, опираясь на демокритов-ское учение, Аристотель определял содержание философии. Однако В.И. Ленин исследовал явление отражения глубже, в историческом движении. Он рассмотрел эволюцию от отражения в неживой природе к разным формам в мире органической материи, вплоть до человеческого сознания и самосознания.

В.И. Ленин тщательно философски исследовал не только диалектику абсолютного и относительного в процессе познания, но и диалектику эмпирического и рационального, объективного и субъективного. Он показал сущностную взаимосвязь теории познания, истории развития науки и практики, сформулировав в «Материализме и эмпириокритицизме» принцип, по которому «существуют вещи независимо от нашего сознания, независимо от нашего ощущения, вне нас… В теории познания, как и в других областях науки, следует рассуждать диалектически, то есть не предполагать готовым и неизменным наше знание, а разбирать, каким образом из незнания появляется знание, каким образом неполное, неточное знание становится более полным и более точным» [26]. В.И. Ленин тем самым убедительно показал, что факт объективного существования мира имеет первостепенное значение, иначе сама постановка проблемы познаваемости мира утрачивает всякий смысл.

Мыслители XX столетия, критически оценив теоретические выводы Маркса-Энгельса и не отрицая влияния марксистского диалектического метода научного познания на общественную мысль, все же придали ему особый статус в философии как высшей ценности научной доктрины. Известный английский философ Карл Поппер (1902-1994) писал: «Чтобы справедливо судить о марксизме, следует признать его искренность. Широта кругозора, чувство фактов, недоверие к пустой и особенно морализирующей болтовне сделали Маркса одним из наиболее влиятельных в мире борцов против лицемерия и фарисейства. У него было пылкое желание помочь угнетенным, и он полностью осознавал необходимость показать себя в деле, а не только на словах. Его главные таланты проявились в области теории. Он затратил гигантские усилия для того, чтобы выковать, так сказать, научное оружие для борьбы за улучшение доли громадного большинства людей. Я считаю, — заключает К. Поппер, — что искренность в поиске истины и интеллектуальная честность отличают его от многих его последователей…».

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *