Философские альтернативы XIX—XX веков.

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (Пока оценок нет)
Загрузка...

Философские альтернативы XIX—XX веков.

Философские альтернативы XIX-XX веков представляют собой принципиально новые, психологические философские системы, игнорирующие человеческий разум. Это некая совокупность различных течений и парадигм свободной мысли. Нетрадиционные (психологические) школы, конечно, переняли некоторые элементы философской классики, и в то же время они радикально отличаются от нее как по предмету осмысления бытия, так и по мировоззренческим, аксиологическим и методологическим его оценкам.

Философские альтернативы XIX—XX веков.

Философские альтернативы XIX-XX веков представляют собой принципиально новые, психологические философские системы, игнорирующие человеческий разум. Это некая совокупность различных течений и парадигм свободной мысли. Нетрадиционные (психологические) школы, конечно, переняли некоторые элементы философской классики, и в то же время они радикально отличаются от нее как по предмету осмысления бытия, так и по мировоззренческим, аксиологическим и методологическим его оценкам. Это, можно сказать, учения идеалистов нового типа, иррационалистического толка, разочаровавшихся во всесилии человеческого разума. Интерес к ним сегодня связан, пожалуй, с тем обстоятельством, что объективно появилась потребность в укреплении связи между философией и психологией, особенно при осмыслении и объяснении духовного мира конкретных индивидов в современных противоречивых условиях. Это «новый поворот к человеку», к осмыслению его жизненных проблем, его индивидуального существования и восприятия мира. Он придал гуманистическую направленность общечеловеческой культуре, позволил несколько иначе ответить на вечные вопросы о том, как жить, чтобы оставить после себя память на долгие годы. И в то же время «очеловеченная» философия окрасилась в довольно мрачные тона. Чаще всего в философской литературе она именуется сегодня «философией страха, отчаянья и отчужденности». О пессимистическом настрое многих неклассических философских направлений и школ свидетельствует и категориальный аппарат, который «новые философы» тоже «очеловечили». Речь идет о таких словах-понятиях, как страх, тревога, беспокойство, забота, обреченность, духовная опустошенность, заброшенность, отчужденность и т.п.

Ныне уже функционирует огромное множество различных философских школ, которые постоянно полемизируют друг с другом и при этом предлагают весьма неординарные решения ключевых проблем познания. При всем обилии новых философских направлений многие из них обладают общими чертами, что позволяет приводить определенную их классификацию. Пожалуй, одной из самых типичных проблем является проблема осмысления феномена индивидуального бытия человека и его сознания. Философы нового типа пытаются понять и оценить смысл жизни и деятельности отдельного индивида как личности (антропология). Чтобы не оказаться в плену общих фраз — «обо всех понемногу и ни о ком всерьез» — в этой главе мы будем говорить только о самых известных философских воззрениях наиболее знаменитых представителей различных иррациональных течений. Ниже предлагается изложение ключевых тем неклассической философии.

=> Философия жизни — это весьма оригинальное учение, сделавшее предметом своего критического осмысления не материю и не дух, а жизнь в ее целостности. Философия жизни стремится понять «жизнь из нее же самой»; она объявила высшей ценностью волю (к жизни, к власти, к творчеству и т.д.) А поскольку жизнь в понимании мыслителей этой школы не тождественна ни духу, ни материи, можно предположить, что ее авторами сделана одна из первых попыток устранения крайностей — как идеализма, так и материализма. Видными представителями этого направления являются: Артур Шопенгауэр (1788-1860), Фридрих Ницше (1844-1900), Анри Бергсон (1859-1941), Освальд Шпенглер (1880-1936).

=> Философия интуитивизма — это учение об интуиции (лат. intuitus — взгляд, вид) как самом главном и самом надежном источнике познания мира. В центре внимания находится осмысление проблем интенсивности ощущений, свободы воли, памяти и ее соотношения со временем, творческой эволюции и роли интуиции в постижении сущего. Остро критикуя механицизм и догматический рационализм, интуитивисты стремятся построить совершенно иную картину мира, где бы эволюция природы и развитие человека предстали в единстве (целостно). Согласно Бергсону, философия не должна ни конструировать реальность, ни довольствоваться фактическим состоянием мировоззрения. Она должна реконструировать Вселенную с помощью интуиции. Иррациональная интуиция органически связана с творчеством.

=> Философская антропология — учение о природе и сущности человека. Данный термин впервые употребил И. Кант, понимая под философской антропологией раздел философии. Ныне это субъективистское учение о неких человеческих основаниях всего существующего. Оно берет свое начало в идеях Макса Шелера (1874-1928), считавшего, что человек представляет собой постоянно формирующееся существо. В сферу осознания вовлекаются все уровни человеческой жизни (инстинкты, эмоции, влечения, мысли и т.д.). В человеке, согласно М. Шелеру, природой изначально заложена трагичность как важнейший момент его существования. В работах последователей М. Шелера — Хельмута Плесснера (1892-1985), Арнольда Гелена (1904-1976), Э. Ротаккера, М. Ландмана и других — философская антропология вылилась в осмысление отдельных проблем бытия человека — биологических, психологических, культурологических, религиозных и т.д.

=> Позитивизм, а затем неопозитивизм (лат. positivus — наличный, фактический) — это одно из основных и самых распространенных ныне на Западе направлений мышления, в центре внимания которого стоит вопрос о взаимоотношении философии и науки. Поставив под сомнение методологическую значимость философии, позитивисты заявляют, что «любая наука — сама себе философия». Система позитивизма была создана Огюстом Контом (1798— 1857), но еще до Конта ее идеи были выражены в учении Дэвида Юма (1711-1776). Известными авторами позитивизма стали Герберт Спенсер (1820-1903), Эрнст Мах

(1838-1916), Рихард Авенариус (1843-1896), Бертран Рассел (1872-1970), Людвиг Витгенштейн (1863-1951), Рудольф Карнап (1891-1970), Карл Поппер (1902-1994) и др. Позитивисты отбросили представления как о материи, так и о мировом духе. Мир предстал у них как совокупность наблюдаемых фактов, или «комплекс ощущений». Позитивизм предложил технократический стиль мышления, предполагающий отсутствие какой-либо разницы в развитии общества и техники. Позитивизм был философией, как ни странно, тесно связанной своими идеями с социалистическим движением в Европе. Так, социалистами были известные позитивисты О. Нейрат, Р. Карнап, X. Рай-хенбах и некоторые другие. Даже в Советском Союзе позитивизм вполне уживался с марксистской философией.

Об этом свидетельствует следующий факт. Позитивист А.А. Богданов вместе с единомышленниками В.А. Базаровым-Рудневым, А.В. Луначарским, М.Н. Покровским, И.И. Скворцовым-Степановым основал Социалистическую академию общественных наук [3].

Прагматизм (греч. pragma — дело, польза) — философское течение, выражающее человеческую сущность в действии. Иными словами, в нем рассматриваются интересы, настроения и мировоззрение людей, ориентированных на практическую полезность своей деятельности. Это учение близко позитивизму. Оно стремится «реконструировать» старую (классическую) философию путем превращения ее в инструмент решения конкретных проблем, встающих перед деловыми людьми. В качестве истины прагматизм признает лишь то, что лучше всего позволяет приспособиться к жизни и приводит к слиянию со всей совокупностью жизненного опыта. Его видными представителями являются Чарльз Пирс (1839-1914), Уильям Джемс (1842-1910), Джон Дьюи (1859-1953) и другие.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *