Философская антропология.

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (Пока оценок нет)
Загрузка...

А. Гелен разрабатывает главный принцип выживания человека в этом мире – «принцип освобождения от бремени». Философский смысл последнего состоит в том, что все природные (биологические) несовершенства представляют для человека немалое бремя. В животном мире он фактически предстает как нежизнеспособное существо. Поэтому он должен найти эффективные альтернативные формы сосуществования с природой. Первой такой альтернативой становится его деятельность по познанию и преобразованию окружающей жизненной среды, а второй – культурный фактор. По А. Гелену, определяющей сущностью человеческого индивида является именно культура

– вторая природа (Маркс). В основе же культуры лежит духовное начало. Таким образом, философ показывает, что человек -существо культурное, деятельное, а значит, он постоянно развивается и самосовершенствуется.

Весьма интересна позиция еще одного представителя философской антропологии Г. Плесснера (1892-1991). Он так же, как и все антропологи не отрицает биологической (животной) ограниченности человека. Однако особенность человеческой психики философ видит в том, что только она способна вывести индивида за пределы животной замкнутости, возвысить его над естественной природой и поднять на культурный уровень бытия. Человек, по мнению Г. Плесснера, принципиально отличается от животного тем, что он обладает эксцентрической позицией. Эта позиция позволяет ему не только осознавать себя в качестве личности, но и задавать себе же контуры внутреннего (духовного) мира, формы и способы организации жизни. Г. Плесснер говорит о существовании трех главных антропологических законов. Первый закон утверждает, что каждый человек должен сделать себя сам. Второй закон указывает на главные, сущностные формы человеческого самовыражения посредством смеха и плача. И, наконец, третий закон характеризует человека как естественно не укорененного в земном бытии. А это побуждает каждого индивида, понявшего свою земную ничтожность, бесконечно искать устойчивое бытие.

Итак, антропологические проблемы уникальны сами по себе, но особенно в современном естественнонаучном, медицинском познании и философском осмыслении. Это обусловливается многогранными и одновременно универсальными возможностями человека. Принципиальное его отличие от всех иных живых существ состоит в способности идеально познавать и творчески преобразовывать мир. Эта уникальная особенность рассматривалась всеми философскими школами, системами и направлениями, исследовалась учеными-медиками. Всех и всегда интересовала проблема разума – особой духовной ипостаси человека. Разум выступает конструктором многих общественных и естественно-природных процессов, а также тех идеальных состояний, которые символически выражают внешнюю среду человеческой жизни и сознания. Будучи символическим существом, человек по-особому чувствует, мыслит и действует во имя своего же самосовершенствования. Однако французский ученый и философ П. Гольбах утверждал следующее: «Что бы ни предпринимал человек, какие бы учреждения он ни изобретал, какие бы средства ни применял, чтобы улучшить свой удел, – ему никогда не выйти за пределы своей природы» [6].

Человек неразрывно связан с природой. Первоначально он изучает Вселенную путем наблюдения с целенаправленным использованием всех своих органов чувств, а также приборов, реактивов и т.д. Затем человек «подключает» логический аппарат осмысления полученных знаний. Но когда он доходит, наконец, до осознания сущности жизни, ему открывается принципиально новый метод – иррациональный, который становится центральным (ведущим) способом познания. Человек, ставя вопрос о том, что же представляет собой он сам, получает возможность исследовать себя не только разумом, но и интуитивно, то есть как бы изнутри, вопринимая себя из себя же самого. Полученные таким образом знания имеют, кстати, не меньшую, а порой и большую значимость, чем любые знания, добытые рациональным способом. Итак, живой человек имеет три исходных начала, неразрывно связанных между собой. Это организм (тело), психика (душа) и разум (интеллект).

Из всего сказанного ясно, что в противовес рациональным классическим учениям о человеке философская антропология вовлекла в сферу исследования и осмысления душевно-духовную сторону его жизни – нечто бессознательное, эмоции, чувства, совесть, инстинкты, волю, интуицию и т.д. Так, А. Шопенгауэр утверждал, что мотивы, желания, влечения человека, побуждения к действию и фактические процессы их совершения (то есть воля) весьма специфичны и относительно самостоятельны. Они, будучи в значительной степени независимыми от человеческого разума, определяют и характеризуют направленность и результаты рационального познания и понимания мира и самого себя в нем.

Тема человека в медицине превратила ее в уникальную сферу духовной жизни, связанную одновременно с наукой, с искусством и с философией, проповедующей здоровый образ мыслей и жизнедеятельности. Философия медицины рассматривает человека как живое целостное существо во всех его формах и проявлениях. Эта своеобразная человеческая целостность предстает в медицине в органическом единстве трех основных начал – биологического, психофизиологического и социального. Ни одно из этих начал нельзя проигнорировать ни в философском понимании, ни в обыденном, повседневном суждении. Пренебрегая хотя бы одним из перечисленных факторов, по сути, можно извратить весь смысл существования человека как биопсихосоциального разумного существа (Homo sapiens). Сохранение и развитие психических (душевно-духовных) человеческих способностей, формирование сознания личности в индивидуальной уникальности связаны именно с этими факторами, которые являются предметом пристального внимания медицины и философии в органическом единстве.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *